В апреле несколько компаний заявили о намерении создать собственные торговые марки (СТМ) непродовольственных товаров. Петербургские сети оптик «Счастливый взгляд» и аптек «Для бережливых», а также производитель медицинских изделий «Тривес» говорят об импортозамещении некоторых категорий товаров благодаря созданию собственных торговых марок с производством в России. Сеть магазинов одежды «Стокманн» намерена развивать магазины собственных товарных брендов. В планах — открытие магазинов под брендами Aurana, Bellucci, D. Molina, Marco Di Radi, Peter Jorgen, Sabrina Scala и Ugo Carducci. Продолжают развивать линию собственных брендов парфюмерно-косметические сети «Рив Гош» и «Л`Этуаль».
К традиционной рознице активно присоединяются и маркетплейсы: о запуске собственных торговых марок заявили Ozon и «Яндекс.Маркет». Покупателям уже с прошлого года доступны некоторые товары под собственными торговыми марками, выпущенными маркетплейсами. Новый виток интереса маркетплейсов к СТМ связан с уходом иностранных производителей с российского рынка и, как следствие, с сокращением представленного на маркетплейсах ассортимента.
Усилия предпринимателей в этом плане подкрепляются и на законодательном уровне: на рассмотрении в Госдуме находится законопроект с поправками в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Предлагаемые в законопроекте изменения расширяют круг правообладателей товарных знаков: в частности, право на товарный знак может принадлежать не только юридическим лицам, но и физическим, в том числе тем, кто осуществляет отдельные виды предпринимательской деятельности без образования юрлица и без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, то есть самозанятых.