Онлайн смотрит в будущее. Будущее смотрит онлайн

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
16 мая 2022, 00:00

Что будет с кинотеатрами и отечественными стриминговыми сервисами

ВЕДОМОСТИ/ТАСС
Сложившийся баланс на рынке развлечений может сместиться в сторону видеосервисов
Читайте Monocle.ru в

Несмотря на туманные перспективы, отечественные стриминговые сервисы чувствуют себя увереннее, чем кинотеатры. Те, пережив резкое падение доходов в период пандемии и не успев после него восстановиться, столкнулись с новой реальностью, в которой оказались лишены доступа к фильмам голливудских студий — основных игроков киноиндустрии, обеспечивающих отечественным кинотеатрам более половины кассовых сборов. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, в прошлом году кассовые сборы составили 40,7 млрд рублей, количество проданных билетов — 145,7 млн. Это на 26% меньше по сборам и на 33% — по посещаемости в сравнении с показателями допандемийного 2019 года. Только в апреле количество работающих кинозалов сократилось более чем на 30%. По прогнозу, опубликованному ассоциацией в конце апреля, проблемы с репертуаром в ближайшие два месяца могут повлечь за собой падение выручки более чем на 80% и закрытие по меньшей мере половины всех кинозалов.

Деятели киноиндустрии обращают внимание на то, что в их случае параллельный импорт невозможен: копия кинофильма уже давно не является физическим носителем. Выпущенные в прокат классические кинокартины, фильмы азиатского и индийского производства не смогли вернуть зрителя в кинотеатры. Прогноз убытков, которые генерируют кинотеатры до конца года, — 11,1 млрд рублей, из них 6,2 млрд приходятся на первые пять месяцев года. Самая крупная в России и одна из крупнейших в Европе киносеть «Синема Парк & Формула Кино» заявила, что начинает переговоры с торговыми центрами о возможном прекращении сотрудничества. Тревожные сигналы поступают и от стриминговых сервисов. Компания Данила Козловского «ДК Интертеймент», по данным «Ведомостей», не получила от сервиса Start очередной транш в 125 млн рублей за сериал «Карамора» и подала в суд — редчайший случай в индустрии. Тем более что стриминговые сервисы, в отличие от кинотеатров, в пандемию пережили период повышенного спроса на свои услуги.

Kion — стриминговый сервис, появившийся на рынке год назад, когда пандемия вышла на новый виток. По словам генерального директора «МТС Медиа  / Kion» Игоря Мишина, он сразу сделал ставку на «фактор событийности выпускаемых тайтлов, а именно производства эксклюзивных оригинальных проектов, поднимающих актуальные, дерзкие, потенциально дискуссионные темы. Большинство проектов укладывается в категорию social impact entertainment, что влечет за собой массовый зрительский отклик, бурное обсуждение, эмоциональные реакции: например, так случилось с нашими хитами “Хрустальный”, “Клиника счастья”, “Пингвины моей мамы”, “Почка” и “Обоюдное согласие” режиссера Валерии Гай Германики».

И сейчас эта стратегия дает сервису повод для оптимизма. «Ставка на собственное производство исключительно актуальна; пожалуй, это единственный дифференциатор на ближайшие годы. Важно учитывать направление и позиционирование видеосервиса — на рынке есть стриминговые платформы, которые исторически делают акцент на зарубежных новинках или эксклюзивах, а есть, наоборот, платформы, которые наращивают знание за счет выпуска своих оригинальных проектов. Для Kion критичной смены направления не потребовалось, поскольку для нас производство оригинальных проектов и их ритмичный выпуск изначально были концепцией развития платформы. Эта позиция была выигрышной, тем более для ближайших лет, когда ставка будет в большей степени на собственные проекты отечественного производства в условиях ухода с рынка западных мейджоров», — говорит Игорь Мишин.

Возможно, именно видеосервисы позволят отечественной киноиндустрии выжить. По всей видимости, они станут основными заказчиками качественного контента. При этом сама модель подписки будет меняться. Не исключено, что видеосервисы будут вынуждены искать новые источники дохода — аналогично компании Netflix, которая заявила о возможности рекламных интеграций на платформе.