Авиаторов учат управлять жизненным циклом

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
6 июня 2022, 00:00

Объем программ дополнительного профессионального образования в Московском авиационном институте за пять лет вырос в пять раз. О системе ДПО рассказывает директор дирекции перспективных образовательных программ МАИ Дмитрий Кайсин

ПРЕСС-СЛУЖБА МАИ
Дмитрий Кайсин, директор дирекции перспективных образовательных программ МАИ: «При разработке программ по запросам корпораций учитываются две составляющие: необходимость решения конкретных задач в корпорации и подготовка кадров в рамках заявленных проектов»
Читайте Monocle.ru в

— Что сегодня представляет собой система дополнительного профессионального образования МАИ?

— Действующая в Московском авиационном институте система повышения квалификации включает в себя более ста программ. Программы делятся на два типа — акселерационные и обучающие. Первые направлены на разработку проектных решений в рамках стратегий корпораций и подготовку лидеров и команд изменений. Среди них комплексные проектно ориентированные программы, такие как Школа управления, Школа сервиса, Lean-школа и программы ведущих центров компетенций МАИ. Вторые направлены на освоение конкретных компетенций, таких как методы математического моделирования и цифровые двойники, проектирование и сертификация композиционных конструкций, электрификация инженерных систем, беспилотные авиационные системы, аддитивные технологии и других.

В целом система нацелена не только на обучение отдельных специалистов, но и на решение комплексных задач индустрии и подготовку целых управленческих команд, способных реализовать такие проекты. Часто программы ДПО становятся и элементами индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Вывести на рынок высокотехнологичный продукт

— Начнем с акселерационных программ. Школа управления МАИ — это же не просто про менеджмент?

— Школа управления МАИ обучает тому, как управлять разработкой и выводом на рынок продукта и услуг на его базе в российской авиапромышленности, судостроении, производстве новых материалов и других высокотехнологичных индустриях. То есть как строить и развивать систему управления этими процессами. Мы взяли за основу концепцию Stage-Gate, сформулированную Робертом Купером на базе масштабного исследования успешных и неуспешных проектов в высокотехнологичных индустриях. Она представляет собой методологию разработки нового продукта от формулирования бизнес-идеи до коммерческого запуска. Ключевые принципы этой работы — учет всего жизненного цикла изделия и увязка бизнес-процессов, для этого в Stage-Gate существуют контрольные рубежи, или «гейты». Важнейшей задачей методологии является минимизация рисков при реализации проекта от «гейта» к «гейту». Таким образом, первоочередная задача Школы управления — смена идеологии управленческого мышления.

— Ваша аудитория — это специалисты-технари, которые должны вести новые проекты в своих компаниях?

— Да, обучение в Школе управления МАИ — это возможность получить качественную управленческую подготовку на базе инженерного образования. Участниками проектных команд становятся специалисты ведущих предприятий, управленцы и инженеры, а также сотрудники и студенты МАИ. Все они включаются в работу над приоритетными проектами и задачами промышленности при непосредственном участии первых лиц корпораций. Школа управления существует уже шестой год, и за это время обучение в ней прошли более 400 работников ведущих российских корпораций, таких как ПАО ОАК, АО ОДК, АО «Вертолеты России, АО УЗГА, АО ОСК, предприятия ГК «Росатом» и другие.

— Кого и чему учит Школа сервиса МАИ?

— Школа сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники — это на сегодняшний день единственная в России программа дополнительного образования в сфере сервиса и послепродажного обслуживания (ППО) авиаиндустрии. Она стартовала в 2019 году в интересах ОАК, ОДК, АО «Технодинамика» (производитель авиационных систем и агрегатов. — «Эксперт») и «Вертолетов России». Дело в том, что сейчас в отрасли все больше растет взаимозависимость продавца и эксплуатанта авиационной техники и критически важным стал уровень сервисного обслуживания, поэтому все более актуальным становится переход производителя на контракты жизненного цикла. Мы собрали на нашей образовательной площадке эксклюзивный пул экспертов для решения самых насущных задач отечественного авиастроения, таких как внедрение новых сервисных бизнес-моделей и проектирование воздушного судна под заданную стоимость. Школа сервиса функционирует как межкорпоративный акселератор: проработку реальных сервисных проектов совместно ведут представители разных корпораций и участники бизнес-процессов сервиса и ППО.

— В Школе сервиса учат проектированию воздушного судна под заданную стоимость. А Lean-школа МАИ — это, видимо, про реализацию спроектированной стоимости, бережливое производство самолетов?

— Цель Lean-школы МАИ — построение комплексной эффективной модели производства авиационной и космической техники, включая процессы планирования производства, экономики, управления поставками и требования к проектированию. В программу входит обучение Lean-методологии и инструментарию повышения эффективности через реализацию проектов.

Первая программа была запущена в январе 2021 года для АО ИСС (российский разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. — «Эксперт») в целях проектирования серийного производства группировки космических аппаратов в рамках проекта «Марафон IoT». Команде проекта нужно было создать модель организации серийного производства малых космических аппаратов в соответствии с принципами Lean-мышления: разработать концепцию поточного производства, определить требования к цепочке поставок, сформировать подходы к бережливой планировке и управлению процессами из места создания ценности. Уникальность проекта заключалась в том, что ранее в российской космической индустрии не стояла задача наладить серийное производство такого масштаба (более 200 аппаратов), а это требует перестройки как внутренних процессов, так и всей цепочки кооперации.

Lean-школа не только решает задачи формирования моделей и повышения эффективности серийного производства, но и реализует проекты внедрения «бережливых» технологий в процессы ремонта воздушных судов. Так, участником Lean-школы стала компания ООО «А-Техникс» (крупнейший провайдер технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории РФ и СНГ, входит в группу «Аэрофлот». — «Эксперт»).

— Обычно изучают Lean-методологию и внедряют ее инструментарий непосредственно на производстве. А вы как это делаете?

— Итогом нашей программы для участников становится дорожная карта организации и повышения операционной эффективности производства. Над ее составлением, построением системного подхода и поиском скрытых резервов производства работают совместно проектные команды корпорации и эксперты МАИ — это ключевая особенность программы.

Если говорить о программах, нацеленных на оптимизацию производства, то к их числу относится и Университет качества, организованный в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве: МАИ совместно с Академией Airbus запустил комплекс образовательных программ для специалистов АО «Вертолеты России». Обучение было направлено на развитие ключевых компетенций в области управления продуктовыми программами, цепями поставок и качеством продукции. Обучение по программе прошли более 180 руководителей и специалистов управляющей компании и предприятий холдинга. Кроме того, в процессе реализации программы была подготовлена команда российских преподавателей из числа работников МАИ и холдинга «Вертолеты России», что позволяет сегодня распространять опыт на другие предприятия высокотехнологичной промышленности и образовательные программы вузов.

— Что такое центры компетенций МАИ? Это не только обычные программы повышения квалификации?

— Программы повышения квалификации центров компетенций МАИ обычно имеют два уровня: базовый и продвинутый. Базовый курс позволяет сотрудникам погрузиться в предметную область, узнать о современных тенденциях, подходах и инструментах. Продвинутый курс нацелен на решение практической задачи клиента, а содержание курса уточняется под специфику и задачи клиента.

Поскольку центры компетенций МАИ аккумулируют знания и опыт специалистов университета по целому ряду технологических направлений, именно они становятся университетскими точками роста — местом рождения новых технологий и бизнес-идей, проведения разработок и НИОКР для корпораций-партнеров. Одновременно они призваны выращивать новые кадры и содействовать повышению квалификации профильных специалистов инженерного и управленческого характера, для чего создаются образовательные программы. Например, по направлению «Математическое моделирование» реализуются как открытые программы ДПО, так и специализированные в области суперкомпьютерного моделирования высокотехнологичной продукции и технологий цифровизации управления жизненным циклом изделий.

«Мы считаем, что в обучении взрослых, если знания не применяются на практике в тот же момент, через некоторое время они просто улетучиваются »

Практика — критерий востребованности ДПО  

— В развитии своих программ вы идете от запросов корпораций вплоть до исполнения их прямых заказов. Не происходит ли при этом крена в прикладной и узкоотраслевой характер образования?

— Безусловно, все программы ориентированы на освоение знаний и навыков и применение их в реальных проектах корпорации: освоение технологий управленческого мышления, в том числе Stage-Gate, функциональное устройство системы сервиса и ППО (техническое обслуживание и ремонт, материально-техническое обеспечение, обмен эксплуатационными данными, принципы контрактации и так далее), освоение методологии бережливого производства. Мы считаем, что при обучении взрослых, если знания не применяются на практике в тот же момент, через некоторое время они просто улетучиваются.

При разработке программ по запросам корпораций учитываются две составляющие: необходимость решения конкретных задач в корпорации и подготовка кадров в рамках заявленных проектов. В рамках таких программ большую роль играет пул экспертов МАИ, в том числе представители центров компетенций, которые зачастую интегрированы в реализацию проекта. Ключевая особенность таких программ — проектная работа, дополненная экспертным режимом, лекционным режимом от ведущих практиков индустрии.

При этом в зависимости от задач, стоящих перед корпорациями, проектная составляющая каждой программы может иметь стратегический характер и быть достаточно широкой, предусматривая возможность достижения таких глобальных целей, как вывод нового продукта на рынок, построение бизнес-модели продукта, синхронизация бизнес-процессов, формирование предложений по совершенствованию организационной структуры и других задач.

Например, в Школе управления команда АО «Вертолеты России» начала формулировать концепцию аэромобильности (воздушного транспорта. — «Эксперт»). Начали с целого комплекса маркетинговых исследований, направленных на изучение перспектив рынка БПЛА. Так, по оценкам экспертов, к 2025 году рынок БПЛА будет составлять более пяти миллиардов долларов. По итогам программы были сформулированы предложения, которые легли в основу деятельности дирекции аэромобильности (новое подразделение «Вертолетов России». — «Эксперт»), которая развивает перспективное направление БПЛА и занимается развитием технологий опционального пилотирования авиационной техники.

В Школе сервиса на примере нескольких двигателей была обсуждена концепция подразделения АО ОДК, отвечающего за послепродажное обслуживание изделий. Подразделение является центром формирования единых подходов системы ППО двигателей и ключевым звеном бизнес-модели контрактации с эксплуатантами авиационной техники. Таким образом, работа, проделанная командами от корпорации ОДК по методологии Школы сервиса, позволяет формировать совершенно новую бизнес-модель, в которой сервис и послепродажное обслуживание выступают процессами, создающими ценность и прибыль для всех игроков на рынке авиастроения. Другими словами, когда производитель авиационной техники начинает зарабатывать не только непосредственно на продаже изделия, но и на процессе его эксплуатации, например за счет оказания комплексной услуги по схеме оплаты летного часа воздушного судна.

В то же время комплексные программы МАИ могут служить плацдармом для решения более прикладных проектных задач. Например, участники Школы сервиса 2020–2021 годов работали над одним из таких проектов, суть которого заключалась в разработке методологии создания возвратно-обменного фонда для вертолета «Ансат». При подключении к возвратно-обменному фонду время доставки запасных частей сокращается, что позволит заказчику не терять деньги по причине невыполнения плана полетов и необходимости хранения и обслуживания вертолета на земле. Другими преимуществами возвратно-обменного фонда является создание готовой инфраструктуры, наполненного склада и налаженной логистики, что приводит к уменьшению стоимости летного часа вертолета и повышению конкурентоспособности продукта. Другим примером решения прикладной задачи стала работа над уже упомянутым проектом АО ИСС «Марафон IoT» в рамках Lean-школы.

— Отразится ли на ваших программах текущая ситуация в экономике, когда взят курс на интенсивное импортозамещение?

— Текущая ситуация требует более тщательного анализа российских разработок и особенностей их интеграции. Например, один из модулей Школы сервиса был посвящен новым технологиям в сервисе для оптимизации стоимости владения воздушным судном, вместе с экспертами участники обсуждали, в частности, особенности разработки собственного программного обеспечения для сбора и анализа эксплуатационных данных.

Кроме того, необходимо адаптировать к новым условиям и методическую часть наших программ. С этой целью мы сформировали и апробировали три новые модели интеграции обучения и НИОКР — в рамках программы образовательной политики МАИ «Приоритет 2030». Одна из моделей — разработка проекта или отдельного технологического решения (например, цифровизация производства), включая обучение персонала применению новых технологий. Другая — предварительное обучение персонала предприятия с разработкой ТЗ на НИОКР (например, на разработку математических моделей проведения испытаний) в рамках проектного обучения. И третья модель — это разработка бизнес-моделей и схем организации работы с участием экспертов МАИ в формате консалтингово-внедренческого проекта в рамках программ обучения (например, разработка модели организации серийного производства малых спутников).

— Какие конкретные задачи вы решаете этими нововведениями? Правильно ли я понимаю, что здесь будут еще активнее задействованы центры компетенций МАИ, где собраны основные силы НИОКР?

— Я бы не назвал это словом «нововведения». Это планомерное развитие и адаптация дополнительного профессионального образования под изменения, которые происходят в индустрии. Рынок технологий — это быстро меняющаяся сфера, которая требует от нас постоянного взгляда в будущее на пять-десять лет вперед. Соответствуют ли те знания, которые мы даем, формирующимся тенденциям? Помогают ли наши образовательные программы формировать компетенции, востребованные на рынках будущего (беспилотность, электродвижение, Big Data и искусственный интеллект)? Разрабатываем ли мы на наших акселерационных программах эффективные модели применения различных передовых технологий? Центры компетенций всегда были и остаются нашими главными партнерами в этой миссии. Невозможно менять рынок образования без людей, которые обладают отраслевой и технологической экспертизой, научно-технологическим заделом и работают в прикладной науке, а значит, понимают научно-технологические вызовы, стоящие перед отраслью.

— Что, по-вашему опыту, определяет успех программ ДПО?

— Во-первых, критически важно, чтобы образование было привязано к задачам, которые стоят перед индустрией. Отсутствие понимания перечня имеющихся проблем и способов их решения напрямую влияет на качество образовательных программ и пула экспертов, которые в них задействованы. При проектировании программ ДПО для решения задач корпорации важно отвечать на вопросы, кого, как, чему и зачем обучать. Часто получение ответов на эти вопросы — это совместная работа МАИ и компании-заказчика. Например, МАИ проводит установочные семинары до запуска программы, целью которых является аудит проектов заказчика и формирование требований к содержанию программы для решения задач, поставленных в проектах. Для формирования требований к программам повышения квалификации в МАИ есть технология кадрового прогноза, которая помогает корпорации сформулировать не только текущую кадровую потребность, но и понимание уровня кадрового голода в перспективе.

Вторая составляющая — это состав преподавателей, способных принести реальную ценность практикующим специалистам. Для этого в МАИ сформирован уникальный пул собственных экспертов, которые имеют огромный опыт работы в индустрии, а теперь присоединились к командам Центров компетенции МАИ. При этом мы видим МАИ как интеграционную площадку, поэтому активно вовлекаем экспертизу наших индустриальных партнеров.

Формулирование запроса и правильная постановка задач, а также постоянное уточнение этих задач в течение обучения определяют успех любой программы и формируют новые вызовы, а значит, и новую потребность в развитии ДПО. Этот подход уже дал результат и привел к пятикратному росту объемов программ ДПО в МАИ за последние пять лет.