Общепризнанное высокое качество текстов Флориана Зеллера — редкий случай в современном театре. Он один из немногих драматургов, кому удается рассказывать истории на понятном всем языке. Персонажи его пьес — узнаваемые во всех частях света люди. Они французы, как и сам драматург, но в том, что они говорят, и в том, как себя ведут, нет ничего настолько французского, чтобы это выглядело слишком экзотично для тех, кто не родился во Франции или никогда там не был. Его персонажи скорее европейцы, чем американцы, но это тоже всего лишь условность: проблемы, с которыми они сталкиваются, актуальны для всех современных людей. И если театр для них один из способов познания мира, то пьесы Флориана Зеллера — отличная возможность узнать о себе что-то новое, что-то такое, чего не смогли предугадать всегдашние фавориты театральной сцены Шекспир и Чехов. Зеллер не отменяет их, но существенно дополняет.
Семейные драмы
Тексты Зеллера — новое топливо для слишком консервативной в своих предпочтениях театральной машины. Ей трудно синхронизироваться с движением мировой истории, поэтому она предпочитает говорить о прошлом, убеждая зрителей в том, что человек не изменился с того момента, как Шекспир написал несколько десятков своих пьес. Творчество Флориана Зеллера — доказательство того, что человек меняется и перед ним возникают новые проблемы. И это взаимосвязанные вещи. Талантливый драматург проявляется, когда возникает тема для хорошей пьесы. Чтобы ее написать, всегда недостаточно школы, опыта и мастерства. Нужен подходящий момент, нужны ожидания публики, предшественники, которые расширят театральную вселенную, заполнят ее узнаваемыми типажами и создадут общепринятый язык, на котором последующие драматурги будут вести диалог со зрителями.