Банкам разрешат устанавливать для компаний отрицательные ставки по вкладам в долларах и евро. Соответствующий законопроект может быть принят уже в июне, сейчас он находится на стадии рассмотрения. Такая мера предлагается потому, что из-за санкций и изоляции нашего финансового рынка банкам становится все сложнее контролировать свою валютную позицию.
«В целом для банковского сектора в условиях санкций очевидна необходимость дальнейшей девалютизации банковских балансов, — заявила на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — Банки должны стараться максимально ограничивать свою валютную позицию, чтобы не пострадать от волатильности курса».
А ограничить валютную позицию в российских условиях значит ограничить прежде всего депозиты.
Уйти в минус
В самом ЦБ говорят, что отрицательные ставки коснутся лишь юрлиц. Идея исходит от того, что у банков складывается перекос по пассивам — в таком объеме валютные пассивы им не нужны, им нужно демотивировать клиентов, в данном случае юрлиц, держать большое количество валютных депозитов, считает Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства БизнесДром. «У юрлиц валютных депозитов много, гораздо больше, чем нужно для предприятия исходя из логики внешнеэкономической деятельности. То есть это явно инвестиционный актив», — объясняет Самиев. Иными словами, это депозиты не ради нужд бизнеса, а ради валюты, которая, по мнению предприятий, будет расти в цене. Поэтому демотивировать клиентов можно через отрицательные ставки — когда клиент фактически доплачивает банку за возможность держать деньги у него на счетах. Через околонулевые ставки сделать это будет гораздо сложнее, клиенты все равно будут удерживать валюту. Особенно с учетом того, что это юрлица, у которых сейчас нет возможности запастись наличной валютой, подчеркивает Павел Самиев.
Нынешние ставки по вкладам в валюте для юрлиц действительно и так крайне низкие. Например, Альфа-банк предлагает для бизнеса ставку 0,005% за период нахождения суммы на валютном депозите, а у ВТБ в депозите «Универсальный» ставка 0,01% стоит рядом с определением «высокая» в описании продукта.
Население — как юрлица, так и физлица — хочет получать прибыль с валютных вкладов, а вот брать валютные кредиты при нестабильном курсе не хочет никто. В итоге получается серьезный дисбаланс: в апреле 2022 года депозиты юрлиц составляли 11 трлн рублей (см. график), а валютные кредиты только 7 трлн. По физлицам картина еще хуже: граждане держат в банках более 6,3 трлн рублей в валюте, а вот задолженность физлиц по валютным кредитам не достигает 61 млрд рублей.