По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский рынок электронной коммерции в 2021 году превысил 3,6 трлн рублей. Между тем после февральских событий Россию покинули ряд компаний, предоставлявших IT-решения для интернет-торговли, в том числе немецкая SAP и американская Oracle — комплексные монолитные системы для всех e-commerce-процессов, происходящих на предприятии.
«Существенная часть рынка была занята разными западными вендорами вроде SAP. Проблема заключалась в том, что они предлагали дорогие решения, которые долго внедряются и сложно изменяются. В общем, не соответствуют скорости, с которой развивался еком и ретейл», — говорит управляющий партнер, директор новых проектов компании «Гринсайт» Сергей Мелихов. По его словам, ранее использование SAP было престижно, положительно влияло на рыночную стоимость компании и являлось преимуществом при выходе на биржу. Сейчас же, когда российские компании не выходят на западные рынки, необходимость в этом отпала.
Впрочем, переход на российские решения начался раньше. «Гринсайт» в 2019 году создала платформу Ensi, которая представляет собой набор сервисов для управления и автоматизации ключевых бизнес-процессов электронной коммерции: управление товарным контентом, клиентами, заказами, маркетингом, коммуникациями, логистикой, бизнес-юнитами. Сейчас этим сервисом пользуются в том числе «Ашан» «Л’Этуаль», «Глобус» Leroy Merlin, «Твой дом». Особенность этой платформы заключается в том, что клиент может использовать сервисы как Ensi, так и сторонних разработчиков ПО, комбинировать их в любом сочетании, отказываться от тех, которые устарели, и заменять их новыми.
По словам Сергея Мелихова, ретейлеры проявляли интерес к Ensi, так как она в принципе предполагает новый подход к формированию систем электронной коммерции. «А сейчас, когда многие западные вендоры заявили, что покидают российский рынок, наше решение стало еще более интересным. Посыпались запросы от компаний, которым срочно нужно заменить SAP, Oracle и так далее», — говорит он.
Меняя рынок
Ensi возникла как ответ на требования рынка. «Еще до пандемии мы наблюдали, что достаточно крупные ретейлеры начали осознавать важность IT. И насколько ты гибок и успешен в IT, настолько это сопутствует успеху бизнеса», — рассказывает Сергей Мелихов.
По его словам, многие ретейлеры пытались внедрить какое-либо западное enterprise-решение. Под ним подразумевается некая «коробочная» комплексная монолитная система, которая поддерживает задачи екома и управляется через унифицированный интерфейс. Внедрение такой системы иногда занимает пару лет. За это время часть решений уже устаревает, а enterprise-система не позволяет оперативно заменить их на новые сервисы.