О гонке в сфере моды, оказывающей пагубное влияние на климат и природные ресурсы, говорят давно, критикуя установку на новизну, выгодную бизнесу и манипулирующую потребительским сознанием. Однако в последние годы модный бизнес, как может, подстраивается под «зеленую» повестку дня. Крупные производители одежды и обуви заглаживают вину перед планетой, запуская линии вторичной переработки, отказываясь от привычных доступных материалов в пользу более экологичных, заявляют об использовании безопасных для природной среды методов покраски одежды. Активно инвестируют в «зеленые» технологии и продумывают маркетинг будущего с акцентом на «осознанное потребление». Некоторые уже предлагают бесплатный ремонт одежды.
Рынок пестрит экопредложениями: худи из переработанных пластиковых бутылок, костюм из мицелия грибов, имитирующий кожу, презентации «углеродно положительных» платьев, кроссовки из сахарного тростника… На полках европейских магазинов и в онлайн-сегменте все чаще встречается одежда с пометкой «органик», «ответственное производство».
«Зеленый» антирейтинг: мода на четвертом месте
По данным ООН, индустрия моды ответственна за 10% глобальных выбросов углерода, занимая четвертое место в мире после производства продуктов питания, домашних хозяйств и транспортной сферы. Хотя консалтинговая компания McKinsey и Global Fashion Agenda оценивают выбросы индустрии в 4%. Разночтения в цифрах связаны с отсутствием прозрачности большинства производителей, не разглашающих данные о том, в каких условиях производятся текстиль и модели для коллекций. В абсолютных цифрах фешен-сектор ответствен за 1,2 млрд тонн CO2, ежегодно выбрасываемых в атмосферу. Это сопоставимо с общими выбросами Великобритании, Франции и Германии и значительно превышает ежегодные выбросы от всех международных рейсов и морских перевозок вместе взятых.