Двадцать третьего февраля текущего года Royal Dutch Shell (RDS) сообщила, что готова соблюдать любые санкции в отношении России. 28 февраля совет директоров RDS объявил о намерении выйти из совместных предприятий с «Газпромом» и связанными предприятиями, включая долю RDS 27,5% минус одна акция в проекте «Сахалин-2». После этого стали появляться неподтвержденные слухи о «ранней стадии переговоров» RDS с китайскими госкорпорациями CNOOC, CNPC и Sinopec о продаже ее доли в проекте. Об этом со ссылкой на свои источники писали Financial Times и Bloomberg.
30 июня Владимир Путин подписал Указ № 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», целиком посвященный проекту «Сахалин-2» — механизму его полного перевода в российскую юрисдикцию.
Указ № 416: минимизация ключевых рисков
Указ № 416 от 30 июня 2022 года защищает Российскую Федерацию от возможных санкционных рисков со стороны «недружественных государств». Он устраняет как минимум два фундаментальных риска для «Сахалина-2», связанных с недружественными юрисдикциями.
Первый — риск в связи с местом регистрации компании — оператора проекта «Сахалин-2». SEIC зарегистрирована под номером 19370 в Бермудском регистре компаний 18 апреля 1994 года. Бермудские острова являются заморским владением Великобритании, которая Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 года № 430-р отнесена к перечню недружественных государств. Эта страна с 2014 года ввела против России 1360 различных санкций, в том числе с 22 февраля по 30 июня 2022 года — 1124. Вероятно, этот перечень остается открытым, несмотря на объявленный уход премьера Бориса Джонсона со своего поста.
Второй — риск политически мотивированных действий и/или бездействия со стороны компаний, входящих в консорциум SEIC и зарегистрированных на территории недружественных государств, а значит, подконтрольных им. В первую очередь со стороны зарегистрированной с 2005 году в Нидерландах (но ранее бывшей англо-голландской и сохранившей английские связи) компании RDS в связи с заявленным ею выходом из всех операций в России.
Правительство Нидерландов, нынешней материнской страны RDS, относится к числу наиболее активных участников санкционной антироссийской повестки: две из шести компаний, отказавшихся перейти на новую схему оплаты поставок российского трубопроводного газа, — это нидерландская GasTerra (50% у правительства Нидерландов, по 25% у RDS и ExxonMobil) и дочерняя компания RDS — Shell Germany. И немедленное решение об уходе из России, полагаю, исходило не от компании RDS — это было решение правительства Нидерландов (как, впрочем, и аналогичное решение английской BP обусловлено решением британских властей). «Нидерланды не позволят своим компаниям перейти на оплату поставок газа из России в рублях», — сообщал Bloomberg со ссылкой на власти страны. «Правительство Нидерландов согласно с выводом Еврокомиссии о том, что российский указ (№ 172 от 31 марта 2022 года, “Газ за рубли”. — А. К.) является нарушением существующих санкций… Это означает, что голландским компаниям не разрешается соглашаться с этими условиями», — цитировало агентство представителя министерства экономики и климатической политики Нидерландов. Для справки: с 2014 года ЕС (включая Нидерланды) ввел против России 1282 различные санкции, в том числе с 22 февраля по 30 июня 2022 года — 1034. Поэтому компания RDS несвободна в принятии решений, а ее текущее присутствие в проекте «в подвешенном состоянии», в состоянии неопределенного выхода — это мина замедленного действия и для РФ, и для остальных участников консорциума.
Я усматриваю прямую аналогию разбираемого документа с Указом Президента № 172 от 31 марта 2022 года о новом порядке оплаты поставок трубопроводного газа в недружественные страны, ставшего известным как «Газ за рубли»: оба указа — 172 и 416 — создают, на мой взгляд, двойные контуры безопасности для объектов их действия.
G7: возврат к ресурсному колониализму
Лидеры G7 предлагают установить ценовой потолок для российской нефти на уровне издержек по ее добыче и доставке на рынки, а все, что сверх того (то есть разницу между ценой и издержками), принудительно изымать разными методами или не допускать продажи по цене выше этого уровня. Текущая дискуссия ведется в основном вокруг уровня цены отсечения (на Западе муссируются слухи об уровне отсечения 40–60 долл./баррель) и механизмов изъятия того, что сверх этой цены, или инструментов, которые исключат продажу по цене сверх уровня отсечения.
Первым отметился экс-посол США в России Майкл Макфол, предложивший 22 марта зачислять выручку от продажи российской нефти на накопительные счета, к которым российская сторона не будет иметь прямого доступа; затем в обсуждение (наиболее активными участниками которого были США, ЕС и Украина — преимущественно действующие и/или отставные, ныне пригретые в разных фондах и мозговых центрах политики) добавились идеи о различного типа пошлинах, ценовых потолках и других прямых и косвенных формах и способах изъятия ресурсной ренты у суверенного государства на стадии реализации произведенного товара — невозобновляемого энергоресурса.
Отмечу, что разница между ценой и издержками невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа, угля и т. п.) есть природная ресурсная рента, принадлежащая суверенным государствам — собственникам природных ресурсов.
Генассамблея ООН в своей Резолюции № 1803 от 14 декабря 1962 года установила принцип постоянного суверенитета государств на свои природные ресурсы. Предложение «семерки» фактически говорит об отказе от этого принципа, пока в качестве политического предложения. Но поручение подготовить экономический механизм профильными министрами стран Группы семи получено, и их национальные бюрократии принялись за работу.
Предвижу цепочку последующих «эффектов домино» (если бюрократии дано поручение, она должна предъявить результат его исполнения) касательно дальнейшего отказа от принципа суверенитета на природные ресурсы в попытке передать управление от национальных суверенных государств на наднациональный уровень третьим странам. Речь идет, по сути, о попытке слома современной системы международных экономических отношений и возврата к порядкам ресурсного колониализма.
Говорить о национализации преждевременно, но возможно
Указ № 416 дает компаниям консорциума месяц на то, чтобы представить в правительство уведомления о согласии принять в собственность доли в уставном капитале нового общества пропорционально количеству принадлежащих каждой из них акций в уставном капитале SEIC. Правительство РФ в трехдневный срок принимает решение о передаче доли соответствующему акционеру SEIC — или (!) об отказе в передаче такой доли. То есть риск неполучения японскими компаниями своей доли в новом обществе есть — и он, полагаю, полностью зависит от текущих и дальнейших действий японских властей. Чем более конфронтационными они будут, тем выше вероятность национализации их доли, которая в этом случае подлежит оценке и продаже российскому юридическому лицу в течение четырех месяцев. Цена выкупа определяется по итогам аудита, который проводит правительство РФ. В рамках аудита устанавливается размер нанесенного ущерба и определяется круг лиц, на которых возлагаются обязательства по его возмещению.
Таким образом, указ описывает порядок перерегистрации компании — оператора проекта «Сахалин-2» в российскую юрисдикцию — точнее, формирование нового российского юрлица со всеми правами и обязанностями по СРП с предложением акционерам SEIC сохранить корпоративную структуру прежней компании — и, в случае отказа иностранных акционеров SEIC сделать это, национализации их активов в рамках проекта.
Формула Халла: Russian style
Действия властей западных стран в отношении России, ее юридических и физических лиц и их активов за рубежом являются в чистом виде экспроприацией (национализацией без компенсации), недопустимой в международном праве. Это относится и к беспрецедентной заморозке 300 млрд долларов золотовалютных резервов страны за рубежом, и к другим многочисленным санкционным мерам.
Национализация же является допустимым действием по международному инвестиционному праву и должна соответствовать ряду условий, описываемых так называемой формулой Халла. Она получила свое название по имени госсекретаря США Корделла Халла, который в 1938 году во время спора между США и Мексикой по поводу национализации нефтяных месторождений, находившихся в собственности иностранных, в том числе американских, компаний, потребовал от Мексики незамедлительной компенсации инвесторам США за их экспроприированные нефтяные концессии. С тех пор формула Халла является неотъемлемой частью многочисленных двусторонних соглашений о защите инвестиций (всего в мире их заключено около трех тысяч) и многосторонних инвестиционных договоров, например Договора к Энергетической хартии (ДЭХ).
В соответствии с ДЭХ, первым и единственным многосторонним международно-правовым договором об инвестициях и торговле в энергетике, стороной которого была Россия (применяла ДЭХ на временной основе до 2009 года, подписав, но не ратифицировав его) и остается Япония (подписала и ратифицировала ДЭХ), инвестиции не подлежат национализации, за исключением случаев, когда она осуществляется: a) с целью, которая отвечает государственным интересам; b) без дискриминации; c) с соблюдением надлежащих правовых процедур; d) одновременно с выплатой быстрой, достаточной и эффективной компенсации (статья 13.1 ДЭХ). Размер такой компенсации соответствует справедливой рыночной стоимости экспроприированной инвестиции на момент, непосредственно предшествовавший национализации, или до того момента, когда известие о предстоящей национализации повлияло на стоимость инвестиции.
Известие о возможной национализации может последовать максимум через месяц и три дня с даты опубликования указа в случае нежелания японских инвесторов или их невозможности, в силу позиции японского правительства, остаться в проекте. «Справедливая рыночная стоимость» с учетом возможного ущерба принимающей стране будет оцениваться в рамках аудита. Мяч (принятия решения) на японской стороне.
Дашков и его команда
Пункт 2 Указа 416 гласит: «Правительство Российской Федерации назначает в качестве управляющего Обществом действующего или последнего назначенного руководителя российского филиала Компании, который осуществляет функции единоличного исполнительного органа Общества со дня создания Общества до дня избрания единоличного исполнительного органа Общества». С февраля 2013 года главным исполнительным директором SEIC является Роман Дашков. Управляющий обществом обязан осуществить перевод всех работников SEIC (ее российского филиала в Южно-Сахалинске и представительства в Москве) в общество.
В связи с объявленным уходом RDS и остающимися открытыми вопросами о будущих участниках общества, помимо «Газпрома», перед управляющим SEIC и всем коллективом компании стоят дополнительные сложные задачи, с которыми, не сомневаюсь, все они справятся — я хорошо и давно знаю «Романа и его команду», имею представление о компетентности специалистов и духе команды, пронизывающем все направления ее деятельности.
По мере изменения геополитической ситуации и усиления санкционного давления на Россию довольно быстро выяснилось, что работа SEIC в прежнем режиме невозможна: эффективность привычных схем заметно снизилась, начали рушиться логистические цепочки и связи с поставщиками зарубежного оборудования и сервисных услуг. Реакция SEIC последовала молниеносно — сработала внутренняя «подушка безопасности». В компании был оперативно создан штаб по обеспечению устойчивости бизнеса.
После заявления RDS о намерении выйти из проекта «Сахалин-2» компанию SEIC покинул иностранный инженерно-технический состав, однако удалось быстро и эффективно заполнить отсутствующие звенья кадровой цепочки специалистами, обученными по программам «русификации» (не забудем, изначально SEIC был чисто иностранным консорциумом; рабочим языком в компании был английский, на котором проводились технические совещания) и подготовки резерва из российского персонала. Удалось оперативно закрыть более 85 вакансий, одномоментно появившихся в связи с оттоком иностранного персонала.
В настоящее время компания располагает достаточным запасом оборудования для выполнения плановых ремонтов до 2023 года включительно. Специалисты SEIC формируют полный реестр имеющегося оборудования (он включает десятки тысяч позиций!). Это необходимо для поиска российских аналогов и выстраивания эффективного взаимодействия с отечественными предприятиями. Сегодня около 80% сервисных контрактов на производственных объектах «Сахалин-2» выполняется российскими компаниями.