Когда в Казахстане в январе нынешнего года запылал внутриполитический пожар и в считаные дни дееспособность центральной власти была поставлена под сомнение тысячами погромщиков, Россия моментально сделала свой выбор — в считаные часы приняла решение и возглавила военный контингент ОДКБ, стабилизировавший ситуацию в республике. И через несколько дней отозвала военных, не претендуя на какие-либо еще задачи в Казахстане, кроме антикризисных.
Спустя всего три месяца Россия оказалась под беспрецедентным санкционным катком Запада, пытающегося взять нашу страну в плотное кольцо дипломатической, товарной и технологической блокады. Конечно, мы рассчитывали и рассчитываем, что Казахстан отплатит нам в трудную минуту той же монетой — не будет поддерживать антироссийские санкции у себя в юрисдикции, окажет содействие в развертывании логистических коридоров через свою территорию.
Пока этого не случилось. Казахстан не торопится помогать налаживать каналы параллельного импорта санкционных товаров в Россию, а на низовом уровне нередко даже препятствует их созданию; в финансовом же секторе он откровенно пошел на поводу у американского минфина, в результате чего «дочки» Сбера и Альфа-банка, вынуждены были продать свой бизнес местным игрокам. В довершение ко всему национальный авиаперевозчик Air Astana, имея в капитале с долей 49% британский аэрокосмический концерн BAE Systems, свернул полеты в Россию.
Такая политика, мягко говоря, не встречает понимания у российской стороны. Начинаются ответные «хороводы» вокруг приостановки — впрочем, по реальным экологическим поводам — работы морских терминалов КТК в Новороссийске, крупнейшего экспортного канала казахстанской нефти.
Втянуться в спираль взаимных обид, недомолвок, колкостей и щелчков — проще некуда. Только надо понимать, что, ослабляя друг друга в период глобальной конфронтации, мы делаем неоценимый подарок нашим противникам. России и Казахстану чрезвычайно важно выработать новые содержательные смыслы сотрудничества, чтобы поддержать ту искреннюю эмпатию и дружбу, что была и есть между нашими странами и народами.
Нам никуда не деться друг от друга. 6800 километров российско-казахстанской сухопутной границы — вещь незыблемая и упрямая, как и то, что Каспий — внутреннее море, не имеющее выхода к международным морским коммуникациям. Отстройка новой большой логистики в постглобализационном мире — объективно наша общая с Казахстаном задача.
Объективно заинтересован Казахстан и в восстановлении Россией своего технологического и промышленного суверенитета. Логика здесь очевидная: каждый проект импортозамещения устойчиво, не на субсидиях, «взлетает» только с прицелом на максимально широкий рынок. Быстро растущий казахстанский и, шире, центральноазиатский рынок в этом большое подспорье. Давая доступ к своему рынку — и к своим логистическим возможностям, Казахстан будет способен решать задачи собственной доиндустриализации. И тому уже есть конкретные примеры. В Костанае на севере Казахстана формируется российско-казахстанский промышленный кластер. В дополнение к работающему здесь уже без малого десять лет заводу по производству мелкосортного проката российского металлургического холдинга «Евраз», в город переехала недавно площадка АвтоВАЗа по промышленной сборке автомобилей Lada, а уже в этом году КамАЗ приступил к строительству нового литейного завода.