Книга о гуманизме вполне ожидаема от автора, который является председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Действительно, разве не человек с его неотъемлемыми правами является центральной темой особой мировоззренческой парадигмы, которая сформировалась в эпоху европейского Ренессанса и до сего дня является стержневой концепцией того, что можно обозначить как идеологию Запада?
Выражение «сей день» кажется довольно точным, но на самом деле оно очень относительно. Ведь еще сравнительно недавно, практически «вчера», то, что обозначается понятием «человек», не вызывало сомнений в своей аутентичности. По своему смыслу и содержанию оно наполнялось такими эмпирически наблюдаемыми атрибутами, как пол, раса, этничность, возраст, а также такими неотъемлемыми правами, как свобода совести, мысли и слова, свобода собраний, свобода политического участия и пр. Но уже сегодня эта человеческая эмпирия и эта сфера человеческой свободы подвергается основательной коррекции — вплоть до практически полного отрицания в проекте, который обозначается как «трансгуманизм».
В самом деле, как с точки зрения традиционного гуманистического мировоззрения, предполагавшего вполне определенную идентичность каждого человека, выраженную рядом бинарных оппозиций (мужчина/женщина, белый/черный, взрослый/ребенок, верующий/атеист и т. д.), реагировать на появление множества так называемых гендеров (gender)? Ведь помимо «классической» тетрады LGBT, добавляется еще и «пятый элемент» в виде Q — queer, то есть, вспоминая одноименный рассказ Василия Шукшина, «странные люди». Те, кто по-особому определяет себя по отношению к половой (и не только) идентичности и на этом основании требует причисления себя к законной разновидности Humanum Genus.