Когда директор компании «Ягоды Черноземья» Александр Лукьянченко посещал в июле этого года коллег-фермеров в Липецкой области и наблюдал, как там газовыми пушками разгоняют градовые тучи, то с облегчением подумал, что эта напасть обошла стороной его плантации голубики в Новоусманском районе Воронежской области. Но не тут-то было. Через неделю тучи нависли и над его фермой, а потом ударили крупным градом, который без остановки сыпал полчаса. После такой природной аномалии десять гектаров посадок голубики утопали в синих слезах, ягоды лежали на земле, погибло почти 70% урожая — около 25 тонн. Через несколько дней на уцелевших ягодах проявились раны, пришлось нетоварную голубику быстро собирать и замораживать — для дальнейшей продажи в переработку. Увы, так закончился этот сезон для посаженной в 2018 году промышленной плантации голубики; вместо ожидаемого дохода компания получила еще одну проблему, которую теперь надо решать: устанавливать противоградовые защитные сетки.
Ферма Александра Лукьянченко из числа пионеров нарождающегося в России индустриального производства голубики. На сегодняшний день, по данным Ягодного союза, 90% свежей голубики, порядка 10 тыс. тонн, завозится в Россию из других стран, отечественные ягодоводы собирают около 1000 тонн, но через несколько лет могут выйти на объем 3000–4000 тонн. Спрос быстро растет, судя по приросту объемов импорта — более 20% ежегодно, по всей стране заложены десятки промышленных плантаций буквально в последние годы, а с учетом того, что кусты голубики набирают силу в возрасте пяти-шести лет, все урожаи еще впереди.
Несмотря на то что голубика столетиями растет на болотах, коих в России в избытке, сортов голубики отечественной селекции для промышленного выращивания у нас мало. Эта ягодная культура заходит на наш рынок с гребня мировой популярности: за период с 2010 по 2020 год производство голубики в мире выросло более чем вдвое и приблизилось к миллиону тонн, количество стран с отчетным производством голубики достигло 30, распространение ягоды охватило сначала Западное полушарие и Африку, затем перекинулось на Европу и Азию. И вот уже США, где сбор голубики некогда достигал 224 тыс. тонн, уступает место Китаю, где в 2020 году собрали 347,2 тыс. тонн ягоды, а в части экспорта Америка пропускает вперед Перу, Чили и Мексику, дышат ей в затылок ЮАР, Польша и Канада. При этом США остаются лидером по потреблению голубики: 49% американских домохозяйств покупают эту ягоду регулярно; каждое четвертое меню кафе и ресторанов содержит голубику; в стране больше двадцати лет действует совет, целью которого является обеспечение лидерства голубики в рейтинге самых потребляемых ягод в стране, с инвестициями в маркетинг и продвижение принципов здорового питания, в глобальное развитие этого бизнеса, включая инновации и технологии. К 2025 году объем мирового рынка голубики должен вырасти, по прогнозам Минсельхоза США, до 3 млрд долларов.
Выращивание голубики на всех континентах позволяет обеспечивать рынки свежей ягодой круглогодично, и Россия, в принципе, могла бы включиться в этот круговорот, став мировым поставщиком. «Голубика замечательна тем, что хорошо хранится и транспортируется, при соблюдении всех правил сбора урожая ее можно хранить до двух месяцев в свежем виде без потери качества, лежкие сорта выдерживают даже морские перевозки. Хотя в Россию контейнерами все-таки редко возят — не такие большие объемы; чаще ягоду перегружают в европейских портах, и к нам она доходит автомобильным или авиатранспортом», — рассказывает гендиректор Ягодного союза Ирина Козий. По ее словам, с учетом импорта и местного производства объем рынка свежей голубики в России в 2021 году составил чуть более 60 млн долларов.
Подобрать ключ к ягоде-иностранке
В России промышленными посадками голубики занято примерно 700–800 гектаров; самые большие расходы для хозяйств, которые решили заняться разведением этой ягоды, связаны с закладкой плантаций, а это от двух до пяти миллионов рублей за гектар, в зависимости от затрат на подготовку почвы и технологию выращивания. Голубика — культура требовательная, нуждается в почвах с высоким содержанием гумуса (не менее 3%), кислых (рН не должен превышать 3,5–4,5 единицы), с хорошим дренажем и легким механическим составом. «Заложить плантацию голубики стоит дорого, так как надо готовить специальную кислую почву, рыть траншеи и заполнять их торфом, который одни везут за несколько километров, а другие — за тысячи километров», — считают в Ягодном союзе. Владимир Кукушкин, председатель сельхозкооператива «Ливенское» в Калининградской области, где под голубику отведено 15 гектаров, подтверждает этот факт: «Торфяное месторождение расположено неподалеку от нас, и в этой части расходы у нас существенно ниже, чем если фурами везти торф из Пскова, допустим, в Кабардино-Балкарию». Впрочем, есть и иные способы повышения кислотности почвы. В «Ягодах Черноземья», прежде чем посадить голубику, кропотливо изучали вопрос подготовки поля, посещали плантации в Европе, и в итоге самым полезным оказался практический опыт тех фермеров, которые среднекислые, тяжелые и плодородные почвы подкисляют гранулированной серой, а для улучшения структуры и дренажа используют хвойные опилки.
Не так просто подобрать с первого раза и правильные сорта саженцев для плантации, несмотря на то что в рекомендациях даны характеристики по климатическим зонам. «Мы приняли решение, что некоторые сорта голубики будем выкорчевывать, — говорит Александр Лукьянченко. — Те сорта, которые по описанию не должны были нам подойти, зарекомендовали и чувствуют себя лучше, чем те, что характеризовались как зимостойкие». Аналогичные вопросы сейчас решает и агроном нижегородской компании «Рассвет» Рамиль Ашимов: по его словам, на плантациях голубики площадью 33 гектаров, скорее всего, потребуется заменить часть сортов, чтобы улучшить дальнейшие производственные показатели. В «Ливенском» говорят, что у них посажено десять разных сортов голубики и все они показывают себя нормально — есть небольшие проблемы только со сбором поздних сортов, так как в регионе в это время часто идут дожди.
Как любая ягода промышленного производства, голубика нуждается в капельном поливе. «Ягодоводство — это только капельное орошение, которое дает нормальную урожайность», — поясняют в Ягодном союзе. В подмосковном плодопитомнике «Ягода-малина» построили даже подземную систему капельного орошения, в которую входят пруды и насосные станции, а вся технология управляется голландской программой искусственного интеллекта. Орошение происходит в соответствии с параметрами, которые определяют датчики, установленные в почве: концентрация влаги, микроэлементов, кислотно-щелочное равновесие. По словам гендиректора «Ягоды-малины» Александра Жандарова, первую очередь поливной инфраструктуры под голубику построили на 64 гектарах, но засадили пока лишь 24,3 гектара; всего же под эту ягоду на перспективу запланировали отвести 142 гектара. А компания «Вкус Ставрополья» запустила в конце августа первый в России проект круглогодичного выращивания голубики в теплице, пока на двух гектарах, но с перспективой расширения.
«Опыта выращивания голубики в России очень немного, компании на этапе закладки плантаций, подбора питания растений делают какие-то ошибки и можно предполагать, что не все насаждения дойдут до полноценного коммерческого использования. Часть будет потеряна, но остальные выйдут на нормальную урожайность в семь-восемь тонн с гектара и больше, перспективы отрасли хорошие», — считает Ирина Козий. Большие надежды на голубику возлагает и президент Ассоциации садоводов России (АППЯПМ) Игорь Муханин: «Одна из лучших ягод в нашей зоне, у нее ни вредителей, ни болезней, сажаешь на тридцать-сорок лет, она живет дольше, чем сад, только надо поддерживать кислотность почвы, следить, чтобы не подмерзала зимой, а летом не пересыхал верхний слой почвы».
Цена риска
Одним из двигателей бизнеса на голубике является его высокая рентабельность — от 100 до 300–400%. Оптовые цены на голубику в России складываются примерно следующим образом: ягода из Перу, Чили — 1600–1700 рублей за килограмм, из Грузии, в зависимости от периода сбора и качества, — 900–1400 рублей, из Сербии — 500–700 рублей, из Польши — 400–500 рублей. Самая дешевая — из Белоруссии, 250–380 рублей. У отечественных аграриев оптовая цена на голубику сильно разнится от региона, конкурентного присутствия импортной ягоды и качества самой ягоды. В южных регионах средняя оптовая цена — 400 рублей за килограмм, в центральных регионах может быть 300–350 рублей, а в ряде хозяйств Подмосковья прямо с плантаций голубику выкупают по 500–750 рублей за килограмм, иногда и дороже.
Впрочем, в России погода может вносить серьезные коррективы в доходность этого бизнеса. К примеру, этим летом пострадали плантации голубики не только в Новоусманском районе Воронежской области. В «Ливенском» из-за дождей в нынешнем году тоже собрали всего 30% от ожидаемого урожая, 30 тонн. «Всю голубику реализовали на местном рынке, отправить на Москву и Питер ничего не получилось, оптовая цена была 500–550 рублей за килограмм», — рассказывает Владимир Кукушкин. В силу территориальной близости Польши конкуренцию составляла польская голубика, однако на наш рынок поляки везли самую дешевую ягоду не лучшего качества, так как европейский рынок по спросу и ценам для них предпочтительнее. В «Ягоде-малине» остались без урожая по другой причине: не хватало рабочих рук в сезон, и надо было делать выбор между сбором клубники и голубики, а так как кусты голубики еще молоды и ягод на них немного, то решили просто сделать их обрезку, а ягоды отдать птичкам.
Себестоимость промышленной голубики в России составляет в среднем около 200 рублей за килограмм. «Если считать текущие затраты на год, то это одна тема и можно назвать порядка 160 рублей за килограмм, но если включить в себестоимость расходы на закладку плантаций, на технику, которую мы используем, то получаются другие цифры», — говорит Владимир Кукушкин. По оценке Александра Лукьянченко, при реализации ягоды по 400–450 рублей за килограмм доля себестоимости составит 40–50%, причем возможно еще немного снизить себестоимость за счет увеличения урожайности. Но при всем том для него остается загадкой, как в Белоруссии получают такую низкую оптовую цену: «У них более дешевая рабочая сила — это факт, возможно, лучше налажено взаимодействие с Европой в получении ряда товаров и меньше наценка на продукцию, но если нет поддержки от государства, то непонятно, из чего складывается такая низкая стоимость реализации». В России, если отпускать голубику по «белорусским» ценам, доля себестоимости будет 80–85%, и этого недостаточно для развития такого высокорискованного бизнеса.
Локализовать голубику полностью: возможно ли?
Пожалуй, главный риск для молодой отрасли связан с поставками импортного посадочного материала в Россию. По словам Александра Лукьянченко, в ведении которого также находится питомник растений «Скай Берри» с запасом саженцев голубики на 100 гектаров товарной посадки, Европа уже наложила запрет на выдачу фитосанитарных сертификатов для саженцев. То есть формально саженцы можно купить, а вот получить необходимый пакет документов для ввоза в Россию, чтобы пройти таможню и санитарный контроль, — нет.
На эти грабли наступили в «Ягоде-малине». «Поляки нас просто обокрали, мошенники: мы выплатили им аванс за саженцы в размере 32 тысяч евро, но не увидели ни саженцев, ни денег. Они включили свою риторику западную: мол, банки виноваты — и исчезли с горизонта», — негодует Александр Жандаров. В результате вместо 60 тыс. саженцев в плодопитомнике посадили 15 тыс., поставщика нашли в России, саженцы тоже были польского происхождения, но завезены в страну еще осенью прошлого года. Кстати, саженцы эти — американской селекции — высокорослая голубика, которая в семилетнем возрасте достигает 1,8–2 метров, и первоначально в «Ягоде-малине» хотели приобрести их непосредственно в США. Однако выяснилось, что напрямую из Америки поставки наладить нельзя; можно покупать саженцы в филиалах компании-поставщика в Голландии и Испании. Но голландцы цену установили несусветную, тогда как поляки тоже освоили соответствующие технологии и активно продавали саженцы в Россию.
Теоретически источником саженцев могла бы стать Белоруссия, но участники рынка скептически оценивают такую перспективу. «Пока качественных питомников в Белоруссии немного, и был неоднократный печальный опыт приобретения посадочного материала, который потом пришлось выкорчевывать, причем делали это не только мы, но и ряд известных нам хозяйств в Подмосковье, Тульской области, Краснодарском крае», — говорит Александр Лукьянченко. Александр Жандаров отмечает, что в Белоруссии культивируют сорта еще с генетикой советских времен; они не подходят для промышленного выращивания и получения высоких урожаев, обладают не лучшими вкусовыми качествами, поэтому делать на них ставку нет смысла — лучше уж искать варианты параллельного импорта.
В Ягодном союзе, правда, считают ценным опыт и знания белорусских коллег: они являются ключевыми консультантами в нашем регионе по рынку, имеют хорошую школу выращивания голубики, так как начали этой культурой заниматься еще в 1980-е годы, привезя ее из США. Что же касается развития отечественных промышленных питомников, то они начинают появляться, но процесс идет медленно. «Основные тормозящие факторы — отсутствие квалифицированных специалистов, которых необходимо обучать за рубежом, так как знания российских ученых в этой области устарели на десятилетия; необходимы также крупные финансовые вложения в оснащение современных питомников», — уверена Ирина Козий. Существующие субсидии на закладку питомника по программе поддержки садоводства и ягодоводства не соответствуют реалиям — все нормативы устарели, ведь современные питомники должны включать в себя лаборатории in vitro размножения базисного посадочного материала, теплицы для адаптации, маточники и площадки доращивания растений. Стагнирует у нас и селекция, за которую отвечают НИИ, получающие госфинансирование, поэтому на рынке преобладают сорта, подходящие только для дачников, и крайне мало сортов для промышленного выращивания.
Кстати, современные тренды в американской селекции голубики учитывают и такой фактор, как недостаток рабочих рук в полях, а значит, наряду со вкусом и урожайностью, растения обязательно должны быть пригодными для машинной уборки. Да и как иначе бороться за снижение себестоимости и решать амбициозную задачу по удержанию ягоды в статусе самого востребованного суперфуда во всем мире?