«Лады» разные. Нужны?

3 октября 2022, 00:00
ПАВЕЛ ВОРОЖЦОВ/ТАСС
АвтоВАЗ рассчитывает на освобождение сегмента, ранее занятого не только «Ладами», но и европейскими и корейскими машинами

Последние заявления Максима Соколова, генерального директора АвтоВАЗа: план на 2023 год — 500 тыс. автомобилей, на 2026-й — 800 тыс. против 350 тыс., выпущенных в 2021-м. Вопрос: какие модели столь сильно поднимут продажи?

Наверное, исчерпывающий ответ дает недавний его приказ об организации новых программ на заводе и реорганизации прежних. Всего их шесть, три новые и три уже действующие. Из новых самая интригующая — «Семейство автомобилей на новой платформе». Под новой платформой подразумевается унаследованная от Renault платформа CMF-B. Первенцев семейства, седан и хетчбэк, на заводе еще в январе называли новой «Грантой», не скрывали того, что, по сути, это перелицованное новое поколение Logan/Sandero, и готовили для производства к 2023 году. Теперь сроки сдвинулись на осень 2024-го, а сама машина будет сильно видоизменена в связи с необходимостью использовать новые комплектующие. Что станет с кроссовером на новой платформе, как с простым, аналогичным Duster, так и с более серьезным, с понижающим рядом в трансмиссии, — на замену «Нивам», пока неизвестно.

Зато известно, что кроссовер готовят в рамках продолжающейся программы «Семейство автомобилей Vesta». Предполагаемые изменения в конструкции, а это не только полный привод, но и независимая задняя подвеска, настолько серьезны, что даже обещанный Максимом Соколовым дебют в 2025 году кажется малореальным. Впрочем, «отец» Vesta Евгений Шмелев, ныне исполнительный вице-президент по инжинирингу, на стадии эскизного проекта закладывал в тогда еще Lada B/C и подобную подвеску, и возможность полного привода… И альтернативную систему: электрический привод задних колес в сочетании с обычной «вестовской» задней подвеской, делающий машину не только полноприводной, но и гибридной. Какое решение из технического задела будет использовано, наши источники комментировать отказались. Но подчеркнули: на заводе осознают, что самый важный субсегмент рынка на ближнюю перспективу — «народный кроссовер» на замену Renault Duster.

В этом, пожалуй, основная разгадка столь амбициозных планов Соколова: расчет на освобождение сегмента, ранее занятого не только «Ладами», но и европейскими и корейскими машинами. Китайцы укрепляются в более дорогих, а потому менее массовых сегментах, делая тольяттинцев монополистами в самой крупной для России нише. Вот только не многовато ли это — сразу две близкие по габаритам платформы для одного производителя — и не приведет ли к внутреннему «каннибализму»?

«Народный» сегмент тоже остается в производстве. Это проекты «Семейство автомобилей Granta» и «Семейство автомобилей Niva и Largus». Просто ранее отдельные программы «Нивы» и «Ларгуса» объединили, несмотря на разницу в «матчасти», по двум причинам: сборке на одной ветке конвейера и отсутствию планов по рестайлингу и реинжинирингу. Не исключено, что оставят в покое и «Гранту», дав ей спокойно дожить до седин без пластических операций и обойдясь лишь непринципиальными внеплановыми «хирургическими вмешательствами» для «русификации» и унификации с другими моделями.

Еще две новые программы — это «Автомобили на альтернативных источниках энергии», в которую входит пока что полуэкспериментальный e-Largus (вообще, вазовцы подходят к электрификации крайне осторожно), и «Мелкосерийные автомобили и дополнительное оборудование». В последнюю включены газомоторные версии, учебные автомобили и версии для водителей с ограниченными возможностями, а также линейка Sport. Пока спортивные версии предлагаются для «Гранты» и «Весты», но наверняка линейка будет расширена, а спецификации по псевдоспортивным версиям претерпят изменения, в том числе из-за отказа от 140-сильного мотора.

С поставщиком автоматических трансмиссий пока не определились, как и с решением проблемы системы электронной стабилизации. Антиблокировочная же система вернется на «Лады» уже в начале 2023 года, аккурат к перезапуску производства «Весты», но в Тольятти, а не на ижевской площадке, судьба которой пока неясна.

А вот с моделью X-Ray распрощались окончательно. Изначально задуманная как нишевый «молодежный» псевдокроссовер на платформе В0, он стал главной неудачей бренда в современной его истории: эффектные формы концепта «натянули» в угоду финансистам на чужеродное «тело» для максимальной унификации, испохабив внешне и не придав при этом большей практичности. Смеем надеяться, что инженеры АвтоВАЗа сделают из этой истории правильные выводы, а не откажутся от нишевых моделей вообще, вернувшись к унылой концепции «сосисок разной длины».