Стартап как вызов
Университетам предстоит найти инструменты адаптации к изменениям трендов технологического предпринимательства, считает первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов .
— В новых экономических и политических условиях обращение к университетам как к источнику появления новых продуктов и технологических решений выросло в разы. Причины очевидны. Старые цепочки создания и потребления технологий и продуктов становятся либо очень рискованными, либо очень дорогими. Рынок начал заново формироваться. В Уральском федеральном университете за последние три месяца примерно в пять раз увеличился заказ на инженерные разработки. В связи с этим мы начинаем создавать новую модель стартапов, исходя из того, что есть частные инвесторы, которые уже нашли рыночную нишу, им нужно технологическое решение и команда, которая готова этот рынок осваивать. Университет вряд ли будет развиваться как производственная площадка, но найти ответы на новые вызовы через создание стартапов в наших силах.
С точки зрения открывающихся рынков для коммерциализации разработок, в том числе в форме стартап компаний, я вижу три вектора. Во-первых, это рынок инжиниринговых услуг в промышленной сфере. Во-вторых, сегмент спортивного оборудования и инвентаря. Это огромная ниша, и наши стартапы могут вполне успешно ее занять. В-третьих, это пищевая промышленность. Чтобы встроиться в новые тренды, необходимо формировать совершенно иную модель развития стартапов. Раньше она строилась с ориентацией на инвестиции и масштабирование создаваемых продуктов преимущественно на большой американский или связанные с ним рынки. Но такой подход становится чересчур рискованным. Надо создавать модель, которая рассчитана прежде всего на российские инвестиции, национального потребителя и рынки Азии и Африки. К сожалению, на сегодня использование данной модели даже не имеет информационно-измерительной основы, что затрудняет оценку участия университетов в подобных проектах.
При этом не всегда участие проявляется в форме прямых инвестиций. Каждый партнер вносит вклад ресурсами и компетенциями в создаваемое предприятие, иногда больше востребованы эти возможности.
Очевидно, будут меняться форматы включения университетов в технологическую повестку. Многие вузы со своими индустриальными партнерами сейчас участвуют в Федеральной программе «Университетская платформа технологического предпринимательства». Это означает, что государственная политика настроена на использование этого инструмента. Но необходимо искать новые формы и механизмы его использования с учетом настоящих экономических, политических условий и повышенных рисков. И это большой предмет для обсуждения, к чему я и призываю все университетское сообщество. Иначе в перспективе использование технологического предпринимательства в традиционном формате встраивания в цепочки разделения труда быстро устареет и не будет востребовано, потому что сейчас слишком высок темп изменений в экономике и обществе.
Университет — это большой нетворкинг
Для выявления способностей к предпринимательству необходима среда, а для этого нужно создавать экосистему, убежден директор бизнес-инкубатора Финансового университета при правительстве Российской Федерации Антон Лосев .
ПРЕСС-СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
— Мы считаем, что университеты могут стать площадкой для выращивания технологических предпринимателей. И для этого нужны не только знания и компетенции, которые дает университет. Многие успешные основатели ценят в своем вузе именно среду для общения. Поэтому мы сейчас стремимся создавать в стенах университета экосистему. Одним из элементов такой экосистемы являются молодежные общественные объединения.
Создание и развитие молодежных общественных движений и объединений — одно из основных направлений работы с молодежью в образовательных организациях. В настоящее время в Финансовом университете поставлена задача предоставить любому студенту возможность попробовать себя в качестве предпринимателя, ученого, организатора. Для повышения эффективности, в том числе по этому направлению работы, аппарат правительства Российской Федерации в 2022 году выделил Финансовому университету в рамках государственного задания финансирование на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Развитие молодежных общественных объединений на базе образовательных организаций», которое было успешно выполнено под руководством Юлии Михайловны Грузиной.
Раньше в Финансовом университете было два общественных студенческих объединения — Научное студенческое общество и Студенческий совет. Для реализации концепции развития предпринимательства 15 апреля 2022 года Бизнес-инкубатор Финансового университета открыл Предпринимательский клуб Финансового университета, который объединил в себе не только студентов, но и выпускников. Особенно пристальное внимание мы уделяем вовлечению в работу клуба выпускников первых годов. Среди этой волны очень много основателей успешных стартапов. Такой формат позволяет нам создать среду для коммуникации, в которой наши студенты получают возможность познакомиться, сформировать проектные команды и протестировать идеи на состоявшихся предпринимателях. Сегодня от каждого из восьми факультетов в Предпринимательский клуб входят по 60‒70 человек. Они могут уже сейчас оценить свои возможности и способности к предпринимательству. Основной целью Предпринимательского клуба является «превращение» через различные мероприятия и тренинги студентов с идеями в команды с проектами Стартап-студии Финансового университета для последующей акселерации уже в программах Бизнес-инкубатора.
Особенностью Предпринимательского клуба, в отличие от площадок других общественных студенческих объединений, является смешанная структура управления: члены клуба подчиняются руководителям факультетских отделений и председателю Предпринимательского клуба, а амбассадоры клуба проходят стажировку и подчиняются директору Бизнес-инкубатора Финансового университета. Таким образом, методические материалы, базы спикеров и прочую организационную поддержку получают студенты в каждом корпусе университета через амбассадоров — таких же студентов, прошедших подготовку и специальное обучение.
При этом мы не ограничиваем нетворкинг только общением с технологическими предпринимателями. Сейчас мы прорабатываем интересный вариант взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), причем этот запрос поступил от самого сектора. Задачу освоения гражданской продукции с ОПК никто не снимал, а опыта рыночных продаж и маркетинга у большинства предприятий нет. Между тем в нашем университете создано много малых инновационных предприятий, где работают очень хорошие маркетологи и экономисты. Мы планируем выстроить взаимодействие с одним из концернов корпорации «Ростех», чтобы начать работу по открытию совместного предприятия. Ребята получат пространство для реализации идей по проектированию новой продукции и применению своих способностей в ее продвижении.
Методика составления рейтинга
Главным источником данных для исследования остается ресурс Crunchbase.
Crunchbase — крупнейшая платформа, агрегирующая информацию о венчурных инвестициях, стартапах и инвесторах по всему миру. Платформа содержит массив данных об организациях, образовательных площадках, инвестиционных фирмах и людях. На сайте зарегистрировано более миллиона компаний (стартапов, единорогов, корпораций) и свыше 200 тыс. инвесторов. Crunchbase собирает данные о компаниях четырьмя способами: венчурная программа, алгоритмы машинного обучения, команда разработчиков и сообщество пользователей Crunchbase, которые могут добавлять и редактировать профили.
Данные Crunchbase включают в себя обширную информацию о компаниях: локации штаб-квартир, раунды финансирования и привлеченные инвестиции, учредители и сотрудники, интернет-активность и многое другое. В совокупности деятельность компании характеризуют более 100 индикаторов. Все материалы подлежат регистрации, проверке сообществом и верифицируются модератором, перед тем как быть принятыми к публикации.
Этап сбора данных завершился в июне 2022 года, что следует учитывать при изучении приведенных в исследовании гипотез и выводов. В выборку стартапов были включены компании, основанные в 2013‒2022 годах и имеющие российское происхождение (таковыми мы считаем стартапы, в которых хотя бы один основатель имеет российское образование). Другими словами, «основатель с российскими корнями» в рамках проекта — это человек любой национальности, гражданства или происхождения, окончивший хотя бы один российский вуз или бизнес-школу и создавший стартап в любой стране мира.
Выделение подходящей для исследования выборки людей и стартапов из всего объема информации Crunchbase происходило в несколько этапов, представленных на рисунке 6. Первый этап включал в себя выгрузку 490 тыс. компаний, основанных в 2013‒2022 годах, по всем доступным индикаторам, это более 100 показателей. Данные зарегистрированных участников сообщества выкачивались в полном объеме (более 1,4 млн профилей) по 30 показателям.
На втором этапе из общей массы данных по стартапам и основателям были отобраны потенциальные стартапы российского происхождения. Отбор производился по нескольким критериям, включающим в себя имена, фамилии, доступную информацию об образовании, локации основателей и стартапов. На этом этапе для дальнейшего анализа были отобраны более 7000 стартапов и почти 8000 основателей.
Vuzy6.png
Методика рейтинга
АЦ "Эксперт"
Заключительный этап — углубленная проверка образования основателей из выборки. В частности, в качестве главных источников информации были использованы социальные сети, AngelList и другие открытые источники.
В ранних редакциях рейтинга постоянный прирост исследуемой базы позволял ежегодно повышать планку вхождения университетов в рейтинг. Подобная динамичность закономерно повлекла за собой период пресыщения: в рейтинге 2022 года база стабилизировалась. В связи с этим в основной рейтинг включены только те университеты, из которых вышло не менее 14 стартапов (в 2021 году — 13). Для среза по экономическому и бизнес-образованию пороговое значение составило 12 стартапов (в 2021 году — 11). Методика рейтинга 2022 года осталась неизменной с прошлого года (см. график 7). В основе расчетов лежат четыре показателя, характеризующих масштаб и успешность вузов как генераторов технологического предпринимательства: количество стартапов, количество выпускников-основателей, объем привлеченных стартапами инвестиций (каждый по 30% от итогового балла), а также доля поддержанных стартапов (10% от итогового балла).