«Газпром» подпадает под эти поправки как «налогоплательщик, являющийся в течение всего налогового периода организацией — собственником объектов Единой системы газоснабжения». Таким образом узаконено изъятие у газового гиганта 416 млрд рублей в виде фиксированной надбавки к НДПИ в течение сентября‒ноября текущего года, а также установлена фиксированная надбавка к НДПИ в 2023–2025 годах в размере 50 млрд рублей в месяц. Только это, по расчетам Минфина России, даст в бюджет дополнительно 628,3 млрд рублей в 2023 году, 700 млрд — в 2024-м и 749,6 млрд — в 2025-м.
Поправки также поднимают с 20 до 32% налог на прибыль для производителей сжиженного природного газа (СПГ). В следующем году это даст федеральному бюджету дополнительно 200 млрд рублей и еще примерно столько же — субъектам федерации, так как 17 п. п. налога из 32% будут поступать в их бюджеты.
Цель изменений — скорректировать налоговую нагрузку в отношении добывающих газ компаний, «располагающих изменившимися рентными доходами, сформировавшимися в 2022 году в результате изменения цен на газ». Дополнительные доходы пойдут на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, а также нивелируют санкционное давление, оказываемое на российскую экономику. Действительно, дополнительные поступления от СПГ и надбавки к НДПИ в 2023 году — это 3,2% доходов федерального бюджета, или больше половины годовых трат на здравоохранение.
Заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин рассказал «Эксперту», как повышение налоговой нагрузки скажется на «Газпроме».
— Вячеслав Александрович, учитывая возможное в ближайшее время значительное снижение объемов экспорта у «Газпрома», хватит ли у него денег для уплаты нового налога?
— Да, снижение экспорта может стать серьезной проблемой. В 2022 году мы видим высокие цены на внешних рынках и падающие объемы поставок. Но в целом по году выручка достаточно хорошая. C 2023 года ситуация заметно изменится. Уже в январе объем поставок в Европу станет в несколько раз меньше, чем годом ранее. Отсутствие «Северных потоков», Ямала — Европы, возможность только частично использовать украинский маршрут и ограниченная пропускная способность труб на выходе из Турции приведут к существенно более низким объемам поставок, чем во все предыдущие годы. Цены компенсировать это падение окажутся явно не в состоянии.
Тот же НДПИ берется со всего газа, который добывается и идет на внутренний и внешний рынки. Если экспорт исчезает, значит, возрастать должна нагрузка на внутренний рынок. Но очевидно, что такого резкого роста цен внутри страны допустить нельзя. В результате непонятно, как можно компенсировать потерю доходов и за счет каких средств осуществлять дополнительные налоговые выплаты.
Параллельно остро встает вопрос, как дальше развивать и поддерживать работоспособность отрасли. Сейчас много актуальных задач с высокой инвестиционной потребностью, например по газификации регионов, перестроению системы экспортных поставок на другие маршруты.
Поэтому, мне кажется, уже со следующего года придется проводить серьезную оценку объективности такой налоговой нагрузки и корректировку решений с учетом рыночной ситуации, чтобы обеспечить одной из ключевых отраслей экономики возможность выжить.
— Каковы самые серьезные проблемы, с которыми столкнулись сегодня российские газовые экспортеры?
— Самый главный вопрос сегодня — это конфигурация экспорта на европейском направлении в среднесрочной перспективе по объемам и маршрутам. Возросла актуальность и вопроса возможности наращивать поставки в Азию, включая аспекты новых проектов. Для новых проектов есть ограничения по внешним заимствованиям и, конечно, много вопросов к технологиям, особенно в части сжиженного природного газа.
— Расходы на какие конкретные проекты из инвестпрограмм могут теперь сократить «Газпром» и «НоваТЭК»?
— Думаю, в этом году никаких серьезных корректировок не произойдет. А дальше все будет зависеть от объема выручки. В случае нехватки денег под угрозой могут оказаться все новые инвестпроекты, решения по которым пока не приняты. Довольно остро будет стоять вопрос дальнейшей газификации, так как каждый дополнительный процент стоит дороже.