Молдавия вновь переживает масштабный политический и экономический кризис, предсказанный еще весной и предопределенный расположением страны на рубеже между российской и европейской зонами влияния. Любой кризис в отношениях больших геополитических субъектов на континенте неизбежно отражается на этой бедной, национально незрелой территории.
Вот уже несколько месяцев в Кишиневе не прекращаются антиправительственные демонстрации. На начальном этапе противники действующей власти выступали под лозунгом снижения непосильных для большинства молдаван тарифов на коммунальные услуги. Однако с середины сентября протест радикализировался: оппозиция требует немедленной отставки президента проевропейской ориентации Майи Санду и проведения досрочных парламентских и президентских выборов.
Осенью, на пике, число митингующих достигало 65 тыс. человек — огромная цифра для 2,6-миллионной страны. А в центре Кишинева несколько сотен оппозиционеров разбили палаточный лагерь, отказываясь расходиться, пока Санду не подаст в отставку.
Сама глава государства уступать отказывается, а в «подготовке государственного переворота» в республике с целью «свержения демократического режима» обвиняет по традиции Россию. Отношения с Москвой еще более ухудшились после того, как Кишинев объявил одного сотрудника российского посольства персоной нон грата — якобы в ответ на падение обломков БПЛА или ракеты на молдавской территории; правда, объект при этом был сбит украинской ПВО.