Рынок новостроек обвалился

14 ноября 2022, 00:00

Октябрьские данные по розничным продажам квартир и апартаментов показали, что количество сделок обвалилось на всех территориях столичного и петербуржского регионов. По отношению к сентябрю в Москве оно сократилось на 43%, в Новой Москве — на 29%, в Московской области — на 33%. По отношению к прошлому году продажи в столичном регионе упали на 43%. Рынки новостроек Санкт-Петербурга и Ленинградской области стали ниже на 15 и 9%. Но за год падение очень существенное: на 34%. И эта неутешительная статистика еще сильно смягчена. Портал Dataflat.ru, оперативно рассчитавший итоги октября, использует данные по дате регистрации договора в Росреестре. Это означает, что в данные по октябрю попало значительное число сделок, заключенных еще в сентябре, до начала мобилизации. По-настоящему оценить глубину падения можно будет после анализа ноябрьских сводок. У многих столичных девелоперов количество сделок в октябре сократилось на 40–80%.

ВЛАДИМИР ГЕРДО/ТАСС
Девелоперы пока не знают, как реагировать на резкое падение спроса
Читайте Monocle.ru в

Спрос резко обвалился на фоне объявленной в конце сентября мобилизации. Цены на жилье уже были сильно перегреты. Мобилизация стала триггером перехода населения в режим сбережения: люди отказались от крупных покупок, даже от ипотеки.

По данным ЦИАН, в столичном регионе началось и снижение цен. В Москве стоимость новостроек за октябрь упала на 1,7%, до 320 тыс. рублей за квадратный метр, в Подмосковье — на 1,3%, до 163 тыс. рублей. Аналитики «Авито Недвижимости» отмечают, что на вторичном рынке цены снизились в пяти мегаполисах страны из пятнадцати: в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Уфе и Самаре.

Застройщики ответили на резкое снижение спроса скидками. Еще пару месяцев назад их предлагал только девелопер Level, которого жестко критиковали коллеги за то, что он «опускает» рынок. Сейчас декларируемые у Level скидки достигают 30%, а другие застройщики предлагают акции со снижением цены до 20%. Впрочем, значительная часть скидок — это маркетинговый ход: девелоперы сначала повышают цены в прайс-листе, а потом делают скидку с завышенных цен.

Скидки пока не предоставляет крупнейший застройщик страны — компания ПИК, которая делает акцент на рекламу субсидируемой девелопером ипотеки. Сейчас ПИК с банками предлагает ипотеку со ставкой 1% годовых на весь срок действия кредита. Такие ипотечные программы Центробанк может запретить, что еще сильнее снизит спрос на рынке. Сегодня с использованием ипотеки проходит более 80% сделок в столичном регионе.

Девелоперы пока не знают, как реагировать на резкое падение спроса. Некоторые застройщики откладывают старт новых проектов, другие пытаются оптимизировать проекты, упростив и удешевив их. Консенсусное мнение: рынку новостроек должно помочь государство. Однако как это сделать, пока непонятно. Государство уже и так более двух лет продлевает программу льготной ипотеки. Один из рассматриваемых инструментов — выкуп государством части новостроек у частных девелоперов.