Один из лидеров петербургских фундаменталистов Александр Секацкий, защитивший диссертацию по метафизике лжи и философии соблазна, давно объявивший о «заклинательной» природе современной западной демократии, с 2014 года стал главным философом Донбасса. Именно он переводит загадочный для мирных людей язык ополченцев в высокий регистр философских максим. Именно он, неоднократно бывавший на Донбассе, стремится осмыслить те глобальные этические и мировоззренческие сдвиги, которые породило противостояние русского и западного миров.
— Не так давно мне нужно было разобраться с судьбой писателей-деревенщиков в нашей литературе. И вдруг оказалось, что ведущие специалисты по фольклору России очень боятся слов «народ» и особенно «русский народ». А вы используете понятие «русский народ»?
— Давайте начнем с деревенщиков. Тогда про народ будет понятнее. Считается, что проза деревенщиков адресована широким массам. Ее содержание всеми узнаваемо, поскольку предполагается, что идентификация с деревней и большой семьей по-прежнему работает. Деревенская проза как бы противопоставляется элитарной интеллектуальной прозе. Но мы понимаем, что это не более чем фикция. Деревенская проза, несмотря на свое вводящее в заблуждение название, на самом деле глубоко элитарна. Она требует особой установки. Чтобы проникнуть в образ мышления Пряслиных (роман Федора Абрамова «Пряслины»), сибирской деревни или той же Йокнапатофы Фолкнера (вымышленный район США, где происходит действие трилогии Уильяма Фолкнера «Деревня», «Город», «Особняк»), согласитесь, требуется внимание, определенные знания, а главное, некое особое восприятие реальности, весьма далекой от реальности сегодняшнего дня. Об автоматическом узнавании чего-то забытого здесь нет и речи.