Под конец года наш долговой рынок убедительно доказал, что он не только вполне жив, но и работоспособен и в полной мере готов выполнять свою главную функцию — привлечение денег в компании. Как уже писал «Эксперт», за 11 месяцев этого года компании и банки привлекли с помощью выпусков облигаций 6,9 трлн рублей — на четверть больше, чем за тот же период 2021 года (подробнее см. «Деколонизация рубля в режиме реального времени», № 51 за 2022 год). Да, в этом объеме существенный вклад замещающих выпусков, призванных перенести в российскую юрисдикцию прежние внешние займы, а также в нем учитываются однодневные облигации ВТБ, но динамика все равно впечатляет.
Есть и спрос: практически каждый корпоративный выпуск встречается серьезной переподпиской. Пара последних примеров: в середине декабря «Синара — Транспортные машины» заняла рекордные для нее 10 млрд рублей на пять лет, хотя поначалу собиралась занять лишь 5 млрд. Но существенный спрос позволил не только вдвое увеличить объем, но и снизить ставку купона с первоначальных 11,75 до 11,50% годовых. «Интерес к выпуску проявил широкий круг институциональных и розничных инвесторов», — прокомментировал размещение его организатор РСХБ. А лидер рынка перевалки контейнеров Global Ports в декабре вместо изначальных 5 млрд привлек 15 млрд рублей.
Корпораты не рвутся занимать
Но такой повышенный спрос объясняется просто хорошей доходностью, на пару процентных пунктов превышающей доходность по облигациям крупнейших компаний. И редкостью выпусков корпораций, которые могут себе позволить занять под такой процент. Если разобрать структуру новых выпусков корпоративных облигаций, мы увидим, что около 80% их них приходится на выпуски банков и финансовых компаний. Так, за октябрь и ноябрь на Мосбирже было размещено корпоративных облигаций чуть больше, чем на триллион рублей. Из этого объема 870 млрд пришлось на банки и другие финансовые организации (это уже без учета однодневных облигаций ВТБ) и лишь 90 млрд собственно на нефинансовые компании.