Долгие годы американские и европейские, а особенно швейцарские банки пользовались особым уважением во всем мире. Богатейшие люди всех стран стремились вывести туда деньги, обезопасив их от многочисленных проблем их родных финансовых систем. И вот на наших глазах доверие в западной финансовой системе тает — сразу по многим причинам. Оказывается, европейцы, этот «ухоженный сад», вовсе не собираются сохранять деньги клиентов из «джунглей». Оказывается, западные центробанки могут годами печатать деньги, не желая признавать тот факт, что это ведет только к разгону инфляции, а вовсе не к новому циклу экономического роста. Оказывается, эти же центробанки не способны больше управлять своими финансовыми системами, потому что, стоит им лишь попытаться изъять напечатанное, система начинает сыпаться. Оказывается, надежнейшие из надежных гособлигаций крупнейших стран могут резко падать в цене, а потом так же резко отскакивать, как индекс акций какой-нибудь развивающейся страны.
«Джунгли» быстро учатся на примере западных коллег. Пока в США сыпались банки, Китай объявил о создании нового органа финансового регулирования, который возьмет на себя некоторые надзорные функции от Народного банка Китая. Это делается, чтобы обуздать крупные корпоративные и финансовые институты и укрепить китайскую экономику перед лицом «внешних потрясений и рисков». Проще говоря, Китай, который сейчас очень быстро разгоняет свою денежную массу, пытается выстроить финансовую систему иначе, чем на Западе, и хочет регулировать ее более тщательно. В самом деле: все самые современные нормы банковской отчетности и контроля не смогли предотвратить новый банковский коллапс в США, а Credit Suisse сдавал отчетность с ошибками.
Но что самое тревожное для западных финансов, Народный банк Китая выступил в неожиданной для себя роли политического института и сделал заявление, очень похожее на «черную метку». А именно пообещал, что «должным образом займется сдерживанием и подавлением Соединенных Штатов и Запада».
Россия тоже подает пример: всего за год мы стремительно реструктурировали валютные инструменты своих внешнеторговых расчетов. Доля российского рубля в расчетах за экспорт выросла с 12 до 34%, доля доллара снизилась с 56 до 34%. А в целом доля рубля и валют дружественных стран, прежде всего юаня, в декабре прошлого года превысила половину, составив 52% расчетов по экспорту и 54% перечислений за импорт.
Но дело не только в политическом противостоянии США и ЕС всему остальному миру. Похоже, в развитых странах для капиталов становится слишком мало возможностей заработать. Пузырь «техов» очевидно сдувается, принципиально новых отраслей или рынков богатейшие страны предложить не могут, производительность труда падает, инфляция не думает останавливаться, плюс риск внезапных санкций, заморозок, налоговых преследований. В остальном мире есть чем заняться и где заработать.