Успокоились по поводу инфляции

20 марта 2023, 00:00
Александр Щербак/ТАСС

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Большинство аналитиков предполагали, что решение окажется именно таким. Однако некоторые из них провели чуть ли не публичную кампанию насчет того, что в ближайшее время Банк России будет вынужден ставку повысить. Но хоть сколько-нибудь четких сигналов со стороны ЦБ, что он собирается это сделать, не было. Единственная серьезная причина предполагать такое развитие событий — мнение ЦБ, что в среднесрочной перспективе проинфляционные риски преобладают над дезинфляционными. А значит, повышение ключевой ставки до конца года более вероятно, чем ее снижение. Из прогноза самого мегарегулятора следует, что в среднем за 2023 год она должна составить 7–9%. Но пока все спокойно: прогноз инфляции в ЦБ снова оставили без изменения, на уровне 5–7% в 2023 году и 4% — в 2024-м. А отвечая на вопросы прессы, глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала, что, как и в прошлый раз, вариант снижения ставки даже не рассматривался, но и повышение тоже рассматривалось весьма абстрактно, как возможность, даже без обсуждения конкретного шага этого повышения.

Как и всегда, основное внимание ЦБ уделяет инфляционных рискам. Хотя их список слегка изменился по сравнению с прошлым заседанием, баланс остался примерно таким же. В пресс-релизе по итогам заседания совета директоров отмечается: текущие темпы прироста цен остаются умеренными, в том числе в части устойчивых компонентов, инфляционные ожидания населения существенно снизились, но сохраняются на повышенном уровне, как и ценовые ожидания предприятий. Однако в ЦБ также видят продолжающееся восстановление деловой и потребительской активности, ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояния рынка труда, и все это по-прежнему формируют проинфляционные риски. Банковский кризис в США и Европе на этот раз нам не страшен: нестабильность на финансовых рынках развитых стран ЦБ упоминает только в качестве краткосрочных проинфляционных эффектов, которые могут возникнуть из-за ухудшения перспектив роста мировой экономики.

В феврале рост потребительской инфляции в годовом выражении достиг 10,99% после 11,77% в январе. Инфляционные ожидания населения в марте составили 10,7% (12,2% в феврале, 11,6% — в январе). Текущая наблюдаемая инфляция (субъективная оценка населения) также снизилась: до 14,3% в марте после 14,9% в феврале и 15% — в январе. Стоит отметить, что эти показатели, при всех многолетних усилиях ЦБ хоть как-то приблизить их к фактическим значениям индекса потребительских цен, все так же остаются выше желаемого уровня. Впрочем, снижение психологических оценок населения по сравнению с предыдущим уровнем уже очень хороший признак. Как минимум это стимулирует ЦБ не задумываться о повышении ставок.