Поддержка широких слоев населения в регионах присутствия остается одним из главных векторов деятельности российских угольщиков — даже несмотря на то, что компании вынуждены перестраивать логистические цепочки, продавать свою качественную продукцию с дисконтом и продолжать инвестировать в развитие своих собственных технологических проектов и мощностей. О том, как крупнейший российский угольный экспортер СУЭК реализует новые экологические и социальные программы, — в материале «Эксперта».
Режим парирования
Российская угольная отрасль в прошлом году попала под крайне сильный удар западных санкций, вынудивших крупнейшие компании полностью перестраивать свои бизнес-процессы не только в сжатые сроки, но и в рамках серьезных технологических и логистических ограничений.
Одним из приоритетов для экспортеров стала переориентация экспортных потоков продукции на восточные рынки: по подсчетам Центра развития энергетики и по данным Kpler, еще до введения августовского эмбарго на поставки угля в Европу российские производители этого вида ископаемого топлива всего за месяц нарастили экспорт в Китай и Индию на 42 и 60% соответственно — до 6,7 млн и 2 млн тонн.
Даже несмотря на то, что выдавливать из этих регионов прежних крупных поставщиков (ту же Австралию, к примеру) пришлось за счет значительных дисконтов, экспортные рынки «распробовали» российский уголь, превосходящий зарубежные аналоги по качеству — в первую очередь по низкой зольности и высокой калорийности. За счет этого уже ближе к зиме дисконт значительно сократился (цены на уголь 5500 ккал выросли на 15%, а на 6000 ккал — на 6%), что позволило угольщикам удержать прошлогодний уровень добычи и даже немного превысить его. Это при том, что по результатам первых трех кварталов 2022-го российские угольщики отставали от аналогичных показателей прошлого года на 4,2%.