В 2023 году в нашей стране планируется ввести в эксплуатацию не менее 100 млн квадратных метров жилья — это не считая строительства новых административных зданий, бизнес- и торговых центров и реновации старого жилфонда. В большинстве объектов предусмотрены лифты — их требуется более 40 тыс. штук ежегодно. Как сообщили «Эксперту» в Минпромторге, по итогам 2022 года доля установленных лифтов российского производства составила 66%. Стандартные лифты локализованы на 70–75%, однако скоростные, движущиеся со скоростью более двух метров в секунду, в основном закупались за границей. Сейчас этот канал перекрыт санкциями, и в один прекрасный день жители высотных домов и офисные сотрудники рискуют не попасть в свои квартиры и на рабочие места.
Быстрее, выше
Объемы производства скоростных лифтов в среднем составляют 300–400 единиц в год, что не так много, считают в Минпромторге. Поэтому большинство компаний в выпуске такого оборудования не заинтересовано: оно экономически невыгодно. В плане мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ на период до 2024 года указано, что в категории пассажирских лифтов, обеспечивающих скорость движения кабины два метра в секунду и более, отечественная продукция пока не представлена, но к 2024 году ее долю планируется нарастить до 15%.
Некоторые российские компании уже делают первые шаги в этом направлении. Так, завод «Витчел» из Челябинской области представил собственную модель в 2018 году, с тех пор удалось произвести порядка 15 штук. По словам гендиректора компании Игоря Иванова, для скоростного лифта нужны те же компоненты, что и для обычного, но усовершенствованные: высокая нагрузка требует деталей лучшего качества. Комплектующих, необходимых для скоростных лифтов, в России не найти. Например, нет подходящих узлов безопасности, в том числе механических ограничителей скорости и ловителей, предназначенных для остановки кабины в случае превышения скорости сверх номинальной на 15%, обрыва тросов или возникновения иных нештатных ситуаций.