Визиту предшествовала информационная «артподготовка», в которой роль «первой пушки» была отведена Урсуле фон дер Ляйен. «Мы получаем 98 процентов редкоземельных элементов, которые нам нужны, из Китая, 93 процента магния из Китая, 97 процентов лития из Китая… Поэтому, если мы хотим быть независимыми, нам срочно необходимо укрепить и диверсифицировать наши цепочки поставок с партнерами-единомышленниками», — ранее заявила глава Еврокомиссии, подражая примеру президента США Джо Байдена, озаботившегося этой проблемой два года назад.
А непосредственно перед визитом в Пекин глава Еврокомиссии сделала серию жестких заявлений в отношении Китая. «Целью китайской Компартии явно является системное изменение международного порядка с КНР в его центре. Китай занимал в различных организациях позиции, которые демонстрируют его решимость навязывать альтернативное видение мирового порядка», — заявила она. По искренней убежденности европейцев, существующий «мировой порядок» — это следовать воле США, и если Вашингтон требует от Москвы капитуляции, то выдвижение каких-то альтернативных мирных планов по урегулированию ситуации на Украине подрывает этот «порядок».
Фон дер Ляйен выдвинула Пекину ультиматум, заявив, что отношения Китая с ЕС зависят от его отношений с Россией. Кроме того, она дала понять, что готова поднять тему соблюдения прав человека в Китае, и заявила о недопустимости давления на Тайвань.
Однако Пекин не стал отменять визит главы Еврокомиссии. А посол Китая в ЕС Фу Цун в интервью газете New York Times накануне визита дал понять, что Китай не поддерживает военную операцию на Украине и не признает российский суверенитет над Крымом, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями. Кроме того, он сказал, как цитирует его NYT, что заявления о сотрудничестве Китая и России без ограничений «это не что иное, как риторика». Это было воспринято как публичный намек на то, что торг по поводу китайско-российских отношений уместен. Впрочем, представительство Китая при ЕС, прямо не опровергая слова посла, постаралось снизить негативный эффект, сообщив ТАСС, что «статья в The New York Times не в полной мере отражает интервью, которое продолжалось в течение часа».
Макрон представлял собой более умеренную линию европейской внешней политики. Париж сам недавно пострадал из-за отказа присоединиться к антикитайскому военному союзу AUKUS (США, Великобритания и Австралия). В рамках альянса Вашингтон предложил Канберре свои атомные подводные лодки, и Австралия расторгла ранее заключенный с Францией контракт на поставку подводных лодок стоимостью 66 млрд долларов. Таким образом, на фоне Урсулы фон дер Ляйен Макрон выглядел относительно «добрым жандармом».
В Пекине фон дер Ляйен и Макрон провели совместную встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, затем каждый — встречу с китайским лидером тет-а-тет. Судя по сделанным, а главное, не сделанным заявлениям высоких сторон, добиться от китайского лидера значительных уступок не удалось. Си Цзиньпин не отказался от своего мирного плана по урегулированию ситуации на Украине и не сделал антироссийских заявлений. «Панацеи для выхода из кризиса нет, всем сторонам нужно начинать с себя и создавать условия для прекращения войны и для мирных переговоров, вырабатывая взаимное доверие», — сказал китайский лидер. «В ходе наших сегодняшних переговоров я подчеркивала, что твердо поддерживаю мирный план президента Зеленского», — сообщила фон дер Ляйен. Как известно, «мирный план президента Зеленского» — это фактически требование к России о капитуляции и выплате репараций. Единственной уступкой европейцам стало обещание Си Цзиньпина поговорить с Владимиром Зеленским, но лишь когда для этого придет время и сформируются условия.
На фоне стремительно ухудшающихся отношений с США, взявших курс на технологическое удушение передовой китайской промышленности, Пекин не теряет надежду на сохранение торговых отношений с ЕС. При этом китайское руководство предпочитает пропускать мимо ушей окрики из Брюсселя, следуя логике поговорки «Собака лает, а караван идет». «Китай будет работать с Францией, чтобы углублять кооперацию в области сельскохозяйственная продукции, авиации, космоса и мирного атома, создавать новые точки роста сотрудничества, такие как торговля услугами, “зеленое” развитие и научно-технические инновации, поддерживать совместное строительство центра углеродной нейтральности и усиливать совместную подготовку кадров», — сообщило агентство «Синьхуа» по итогам переговоров лидеров Китая и Франции.