МТК «Север—Юг»: внешнеторговые потоки России с Южной Азией утроятся

22 мая 2023, 00:00

Принято долгожданное обязывающее решение о кардинальном увеличении пропускной способности стратегически важного для России международного транспортного коридора (МТК) «Север—Юг», обслуживающего перевозку экспортно-импортных грузов в направлении Южной Азии.

Игорь Смирнов
Читайте Monocle.ru в

Россия и Иран подписали межправительственное соглашение по совместной реализации проекта строительства железнодорожной линии Астара — Решт на севере Исламской Республики Иран (ИРИ). Этот 162-километровый участок имеет принципиальное значение для налаживания полноценного меридиального транзита грузов через Иран в направлении его глубоководных портов на берегу Персидского залива Бендер-Аббас и Чебахар, которые являются потенциальными морскими хабами для базы грузов из Южной Азии, прежде всего из Индии, Пакистана, Шри-Ланки, а в перспективе и из Восточной Африки.

В 2022 году грузооборот между Россией и ИРИ составил около 5 млн тонн, при этом приходилось использовать как действующие железнодорожные линии, так и автотранспорт. «Общий объем грузооборота после реализации этого проекта только железной дорогой составит не менее 15 миллионов тонн в год, причем это касается только транзитных грузов. В дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и проект может стать альтернативой Суэцкому каналу», — заявил на церемонии подписания документов вице-премьер Александр Новак.

Прокомментировать детали проекта мы попросили Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры.

— Стороны договорились о российских инвестициях в проект строительства ветки Астара — Решт в размере 1,3 миллиарда евро, которые будут предоставлены в виде нашего межгосударственного кредита. Не слишком ли значительная сумма на строительство участка протяженностью всего 162 километра?

— Общая стоимость капитальных затрат на проект планируется на уровне 1,6 миллиарда евро, и данная оценка стоимости была сделана достаточно давно. В целом стоимость объекта сопоставима со стоимостью строительства аналогичных железнодорожных линий, проектируемых в России, с поправкой на то, что в данном случае предполагается совмещать два вида колеи (1435 и 1520 миллиметров). Кроме того, одним из факторов, повышающих стоимость строительства объекта, является стоимости земли. Земля на побережье Каспия от Энзели до Астары принадлежит частным лицам и имеет курортное значение, повышающее цену ее выкупа.

— Азербайджан уже предоставил на этот проект 500 миллионов долларов в 2018 году. На что пошли деньги?

— Азербайджан действительно в 2018 году предоставил кредит размером 500 миллионов долларов на строительство железной дороги Решт — Астара. При этом из-за западных санкций против Ирана использовать деньги на создание объекта оказалось невозможно.

— Определен ли подрядчик строительства? Имеет ли ИРИ достаточно мощностей и компетенций для этой стройки?

— Скорее всего, подрядчик строительства пока не определен. Иран имеет компетенции в создании новых железнодорожных линий. Несколько лет назад был введен в эксплуатацию участок железной дороги Казвин — Решт, сопоставимый по длине, но проходящий в гораздо более сложных условиях в горной местности. В связи с этим проблем со строительством 162-километрового участка преимущественно на равнинной местности возникнуть не должно.

— Плановый период строительства — четыре года. Почему так долго?

— По последним данным, строительство займет три года. С учетом того, что потребуется определенное время на выбор подрядчика и прочие процедурные мероприятия, данный срок строительства для такого участка выглядит вполне адекватным.

— Насколько проект привлекателен для ОАО РЖД?

— Создание этого участка позволит полноценно ввести в эксплуатацию железнодорожную часть западного маршрута МТК «Север — Юг». Таким образом, грузы напрямую с территории России могут посредством железнодорожного транспорта достигать портов Персидского залива и в дальнейшем отправляться до конечных точек назначения в Индии, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Китае. Маршрут также может использоваться для перевозки импортных грузов на фоне логистических и санкционных проблем на других направлениях.

Для РЖД этот маршрут позволит в условиях высокого уровня загруженности Восточного полигона и логистических проблем на западном направлении использовать еще один значимый транспортный маршрут для вывоза экспортной продукции на развивающиеся рынки, где растет спрос на российскую продукцию как добывающей промышленности, так и обрабатывающей. В условиях ограниченной пропускной способности восточного маршрута и транскаспийского создание железной дороги Астара — Решт позволит значительно нарастить объем перевозок по коридору.

— Эксплуатанты транскаспийского и восточного наземного рукавов МТК «Север — Юг» говорят, что их вполне устраивает автомобильный транзит по Ирану до его южных портов Бендер-Аббас и Чебахар. Насколько эффективной будет железнодорожная альтернатива автомобильному транзиту?

— В настоящее время перевозки по коридору «Север — Юг» в направлении Ирана и транзитом через Иран крайне незначительны относительно всего объема торговли России на этом направлении. Автомобильный транспорт имеет низкую конкурентоспособность при доставке грузов на большие расстояния, тем более в сегментах массовых промышленных товаров, таких как удобрения, металлы, продукция химической промышленности и так далее. По этой причине создание дополнительного железнодорожного маршрута позволяет коридору выйти на новый качественный уровень и стать конкурентноспособным для перевозки большого количества видов грузов. МТК «Север — Юг» в такой конфигурации становится полноценной альтернативой другим ключевым международным транспортным коридорам: перевозкам через порты Азово-Черноморского бассейна или через Восточный полигон.