Темпы падения промышленного производства в европейских странах впечатляют. В Нидерландах, например, объем среднесуточного производства в апреле этого года упал по отношению к аналогичному показателю 2022-го более чем на 12%. Плохие результаты у химии, производства резины и пластмасс, металлургии, пищевой отрасли. В Италии промпроизводство в апреле снизилось на 7,2% год к году ― из-за энергетических и промежуточных товаров. Но особое внимание приковано к лидеру и локомотиву европейской промышленности ― Германии. На нее приходится 27% промышленного производств ЕС (у Италии 16%, у Нидерландов 4%).
В апреле промпроизводство Германии снизилось на 1,6% к апрелю прошлого года, но при этом поднялось на 0,3% к марту 2023-го. Традиционно для последних лет показатель растет благодаря строительству (+2% к марту). Кроме того, отличилась фармацевтика (+6,4%). А вот среди антилидеров ― производство автомобилей и комплектующих (−0,8% к марту 2023-го) и машиностроение (−0,5%).
Если взглянуть на ситуацию чуть шире, то мы увидим, что промышленное производство Германии превзошло уровень января‒февраля 2022 года только в самом удачном из последних месяцев — в феврале 2023-го, причем превышение составило всего 0,9%, и это после совершенно провального декабря. В целом же индекс немецкой промышленности никак не достигнет уровней февраля 2022 года, и, что настораживает еще больше, промпроизводство Германии сейчас даже ниже, чем в доковидном 2019-м. Промышленность тянут вниз энергоемкие отрасли: индекс энергоинтенсивных производств в апреле опустился до 83,2 пункта ― в апреле 2022 года было 95,6, а в апреле 2019-го 98 пунктов (за 100 принят уровень 2015 года). То есть разрыв сырьевых связей с Россией резко усугубил ситуацию, но проблемы с немецкой промышленностью начались раньше ― скорее всего, виной тому агрессивная «зеленая» повестка, растущие проблемы с кадрами и, как следствие, отток предприятий в другие страны.