Институт подготовил масштабное исследование «Отказ от госкапитализма — ключ к трансформации российской экономики», где утверждает, что настал момент изменить сложившуюся структуру экономики с высокой долей госучастия. Надо провести умную реформу госкапитализма. По оценкам РАНХиГС, доля государства в российской экономике сегодня 56%. В результате за десять лет средние темпы ее роста составили лишь 1,2%, а инвестиции в обрабатывающую промышленность падают (−6,3% за 2022 год).
Уход от госкапитализма потребует комплекса мер: перенесения приоритетов поддержки и стимулирования на частный сектор, ограничения монопольного влияния госпредприятий, децентрализации принятия решений и, конечно, приватизации. Но последнюю надо проводить принципиально иначе, чем в 1990-х. Институт экономики роста предлагает другой подход. Во-первых, сочетание приватизации с пенсионной реформой: создать специализированный пенсионный фонд, куда будут переданы госпакеты акций компаний (с сохранением «золотой акции» за государством). В фонд также пойдут дивиденды по этим акциям и поступления от приватизации государственного имущества. Доходы от управления средствами фонда будут направляться на пенсионные выплаты. «Для населения такой шаг станет справедливым решением, поскольку доходы от активов, находящихся в государственной собственности, будут распределяться в пользу людей, непосредственно участвовавших в ее создании. При этом государство не столкнется с риском передачи контроля над стратегическими ресурсами иностранным бенефициарам», — пишут аналитики Столыпинского института, приводя в пример опыт Китая, где госкомпании должны были перечислить 10% капитала в фонд социального обеспечения, и внутренний Пенсионный фонд Норвегии.
Во-вторых, предлагается продолжить опыт народной приватизации — продавать малые пакеты госкомпаний на бирже широкому кругу граждан. В-третьих, неэффективные предприятия, различные МУПы и ГУПы, не показавшие прибыли на протяжении последних пяти лет, предлагается продавать за один рубль частным инвесторам.
Как заявил в комментарии «Эксперту» исполнительный директор Института экономики роста Антон Свириденко, госсектор сегодня настолько вырос, что подавляет частные компании и у них нет ресурсов для развития. Выходом из ситуации, по мнению ученых, была бы приватизация некоторых госкомпаний. Каких конкретно, в институте не говорят.
Похоже, от госкапитализма устали даже само государство и госкомпании. Так, глава ВТБ Андрей Костин заявил, что отдельные госкомпании приватизировать вполне можно. Глава Сбербанка Герман Греф поддержал эту идею, отметив, что передача госпредприятий в частные руки поможет наполнить бюджет и позволит провести структурную перестройку экономики. Руководитель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина тоже не против. «У нас есть что приватизировать без ущерба для стратегических интересов… Вопрос здесь не только доходов бюджета, это не первая задача, а развития действительно частной инициативы, частного бизнеса», — сказала она. У государства сегодня много активов, которые должным образом не используются, поддержал ее глава Минэкономразвития России Максим Решетников. Если же бизнес инвестирует в эти проекты, они приобретут новую жизнь.
При этом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко добавляет, что не должно быть приватизации ради приватизации, хотя объекты недвижимости, которые не нужны для государственного управления и никак не используются, но находятся в собственности госпредприятий, необходимо вовлекать в хозяйственный оборот, чтобы они приносили пользу.
Однако при общей положительной оценке сам механизм «аккуратной» приватизации следует тщательно проработать. Так, попытка создать пенсионный фонд, куда будут поступать доходы от госкомпаний, а потом распределяться в пользу граждан, в России уже была — это Фонд национального благосостояния. В итоге он превратился в инструмент накопления резервов государства. Второй попыткой сделать граждан акционерами можно с некоторой натяжкой признать создание накопительных пенсий. Эта история тоже потерпела крах. Что же касается продажи малых пакетов акций на бирже, этот путь интересен, но вопрос в том, что за активы будут продаваться, по каким ценам и как не повторить историю с народным IPO того же ВТБ, ведь доли его миноритариев были с тех пор несколько раз размыты допэмиссиями в пользу государства.