Иркутская нефтяная компания монетизирует попутный газ

26 июня 2023, 00:00

Иркутская нефтяная компания (ИНК) в режиме опытного применения запустила гелиевый завод на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении в Иркутской области. Предприятие постепенно выводится на технологический режим, при котором его производительность составит 10 млн литров (чуть больше 14 млн кубометров) гелия в год.

Развитие газохимического кластера в Иркутской области идет по плану
Читайте Monocle.ru в

Предприятие стало третьим подобным объектом в России. Ранее единственным в стране производителем жидкого и газообразного гелия был Оренбургский гелиевый завод «Газпрома» мощностью 6 млн кубометров в год. В 2021 году запустили первую очередь (из шести) Амурского ГПЗ «Газпрома» в одноименном регионе, где среди прочего намечено производить и гелий.

Гелиевый завод ИНК введен в строй в рамках второго этапа проекта создания газохимического кластера в Иркутской области с хабом в городе Усть-Куте; его компания осуществляет с 2011 года (подробнее об истории ИНК и ее амбициозной экспансии в газохимию см. статью «Выскочка из Бодайбо», «Эксперт» № 43 за 2020 год). Это крупнейший инвестиционный проект ИНК, он включает в себя объекты по добыче, подготовке, транспортировке и переработке газа, гелиевый завод и завод полимеров.

ИНК еще в 2018 году подписала контракт с американской Cryo Technologies на поставку оборудования для очистки и сжижения гелия, и в 2020-м основное оборудование для будущего завода было доставлено. Новое производство замкнуло всю технологическую цепочку переработки природного и попутного газа с глубоким извлечением из них ценных компонентов.

Газ месторождений Восточной Сибири содержит много ценных компонентов, включая гелий. Например, в газе Ярактинского месторождения 0,285% гелия (в газе Оренбургского месторождения всего 0,055%).

Кроме того, высоко содержание гелия в газе Ковыктинского месторождения «Газпрома» в Иркутской области (0,26–0,28%) и Чаяндинского — в Якутии (0,43–0,65%).

Столь высокое содержание гелия способствует развертыванию проектов по его монетизации. Сейчас это ИНК, к 2025 году ожидается выход на полную мощность огромного Амурского ГПЗ «Газпрома», который сможет производить из ковыктинского и чаяндинского газа (перед отправкой очищенного газа по экспортному газопроводу «Сила Сибири» в Китай) до 60 млн кубометров гелия в год.

ИНК также сообщала о планах в перспективе построить еще один гелиевый завод мощностью 7–10 млн кубометров в год на базе Марковского нефтегазоконденсатного месторождения.

Спрос на продукцию, надо полагать, будет. Гелий широко применяется в медицине (для магнитно-резонансной томографии), в сварочных работах, криогенике, сверхпроводниках, оптоволокне, различных видах электронной техники. Развитие этих направлений может привести к двукратному росту спроса на гелий уже в течение ближайшего десятилетия.

При этом предложение на мировом рынке за спросом не успевает. По данным Геологической службы США, в 2022 году мировое производство гелия составило 160 млн кубометров (в 2021-м — 164 млн), в том числе 75 млн кубометров пришлось на США, 60 млн — на Катар, 9 млн — на Алжир, 5 млн — на Россию. Реализация проектов ИНК и «Газпрома» способна увеличить наши гелиевые мощности до 80 млн кубометров в год (до 87–90 млн кубометров, если будет осуществлен марковский проект). Это обеспечит нашу независимость от недружественных стран в вопросе стратегического сырья и создаст возможность хорошо зарабатывать на перспективном, растущем рынке.