Китайское эмбарго на металлы: что станет с рынком полупроводников

10 июля 2023, 00:00

Китай вводит экспортный контроль двух ключевых металлов полупроводниковой индустрии: галлия и германия. С таким заявлением выступили министерство торговли и Главное таможенное управление КНР. Официально решение обусловлено заботой о национальной безопасности. Как пояснила англоязычная China Daily, это подразумевает экономию стратегических ресурсов для собственных нужд, поскольку на внутреннем рынке стремительно растет спрос на галлий и германий. Кроме того, газета напомнила: добыча ископаемых в больших масштабах наносит вред окружающей среде и китайцы берут курс на ее защиту. Однако в эти формальные причины мало кто поверил.

PHOTO BY VCG/VCG
Китай нанес ощутимый контрудар коллективному Западу
Читайте Monocle.ru в

Дело в том, что несколькими днями ранее правительство Нидерландов (в г. Велдховене располагается штаб-квартира компании ASML — монополиста на рынке литографии) объявило об ужесточении мер экспортного контроля над производимым в стране полупроводниковым оборудованием и технологиями. Если раньше ограничение касалось лишь экспорта новейших EUV-установок для создания чипов с топологией 7–3 нм, то теперь под запрет попала и DUV-литография, с помощью которой производят большинство интегральных схем. Введение мер, ограничивающих продажи, власти дежурно объяснили соображениями национальной безопасности, отметив, что продукция может быть косвенно задействована в военных целях. Очевидно, что этот выпад пролоббирован США и является продолжением торговой войны Штатов против Китая, главные битвы которой развернулись на рынке полупроводников.

Введенный КНР запрет на экспорт галлия и германия — первый ощутимый контрудар коллективному Западу. У кого больше козырей в этой жесткой игре, говорить пока рано, но уже сейчас очевидно, что ущерб от взаимных санкций окажется значительным для всех участников, даже для тех, кто напрямую на задействован в американско-китайском технологическом противостоянии. Во-первых, подорожают галлий и германий, так как на замещение китайских поставок этих металлов (галлий производят в России, Южной Корее и Японии, а германий — в Бельгии, Канаде и Германии, хотя и в относительно небольших объемах) на мировой рынок потребуются время и инвестиции. Во-вторых, пострадает бизнес, та же ASML, сама не вводившая санкции на поставку своей продукции в Китай. «От сегментирования рынка полупроводников проиграют все, — считает специалист по Китаю из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Михаил Кожевников. — Данная продукция крайне наукоемка, а это означает, что чем меньше рынок сбыта, тем она будет дороже. Например, у компании Intel 27,8 процента дохода уходит на исследования и разработки, а в 2021 году 36 процентов дохода она получила с китайского рынка. В случае введения ограничений на поставки в Китай Intel будет вынуждена либо значительно сократить расходы на R&D, либо существенно повысить цену конечной продукции, что в итоге отразится на всей мировой экономике. Американцы, возможно, были бы рады ввести запрет на экспорт в Китай вообще всей полупроводниковой продукции, но это повлечет за собой огромные издержки и для американской экономики».

Кроме того, по оценке Михаила Кожевникова, из-за роста расходов китайских компаний на разработку собственных технологических решений их полупроводниковая продукция будет расти в цене либо терять в качестве. России это грозит ростом стоимости технологического импорта, что, в свою очередь, приведет к удорожанию модернизации нашей экономики.

Сейчас происходит переформатирование рынка полупроводников, в будущей структуре которого вес Китая, вероятно, усилится, несмотря на то что он то и дело становится мишенью для технологических санкций. По оценкам международной Ассоциации производителей полупроводников, доля КНР в мировом сегменте уже к 2030 году вырастет с 9 до 23%, тогда как доля США за этот же период сократится с 46 до 36%. «Важно понимать, что конкуренция происходит и на качественном уровне: если раньше эксперты скептически оценивали конкурентоспособность китайских производителей, которые не могли выпускать чипы с топологией меньше 14 нанометров, то летом 2022 года китайская компания SMIC анонсировала выпуск семинанометровых чипов, что позволит ей конкурировать с мировым лидером — тайваньской TSMC», — говорит Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС.

При этом, замечает эксперт, проактивность Китая в сегменте полупроводников и в количественном измерении, и в качественном мотивирует другие страны наращивать собственное производство полупроводников из опасений оказаться в ловушке между американскими и китайскими производителями. Поэтому сегодня в ЕС рассматривается так называемый Европейский акт о чипах (European Chips Act), в рамках которого Евросоюз планирует удвоить свою долю на мировом рынке полупроводников до 20% к 2030 году.

План развития микроэлектроники в России предусматривает 3,2 трлн рублей вложений в производство собственной полупроводниковой продукции до 2030 года.