Темп работ по повестке развития городской экономики, которая охватывает и строительство школ, и замену транспорта, и модернизацию ЖКХ, и еще массу аспектов, влияющих на качество жизни людей, в полтора раза превышает расчеты базового сценария, а география охватывает всю страну.
В России развитие городов во многом определяет развитие страны. Это закономерно, учитывая, что в прошлом году доля городского населения превысила 75%. При этом важно не только обеспечить высокое качество жизни людей, но и сохранить его для будущих поколений, выдерживая и учитывая влияние политических, экономических, экологических и других кризисов.
Масштабы деятельности ВЭБ.РФ таковы, что, по сути, он реализует один большой мастер-план, охватывающий развитие всех городов России. «Объединение компетенций и ресурсов организаций развития призвано дать комплексный эффект для развития экономики городов, регионов и повышения качества жизни российских семей. По этой повестке в числе наших приоритетов будут проекты по развитию инфраструктуры, строительству школ, модернизации систем городского транспорта, поддержка предпринимательства и высокотехнологичного экспорта», — отметил еще в 2021 году глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Этот план госкорпорация развития последовательно реализует. И, как следует из отчета об устойчивом развитии за 2022 год, с опережением графика.
«Городская повестка в условиях глобальных вызовов не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, выходит на передний план», — уверен главный управляющий директор ВЭБа Андрей Самохин. Для оценки эффекта от проектов — тех, что уже реализованы или только готовятся, — у ВЭБа есть собственный аналитический инструмент — индекс качества жизни. «Наша основная миссия — инвестировать в те направления городской экономики, которые повышают качество жизни. ВЭБ пять лет занимается городской экономикой, и мы направили все наши продукты на конкретного получателя — российскую семью. Индекс качества жизни позволяет по международным методикам определить, как инвестиционный проект после запуска повлияет на различные направления. При этом мы видим большой запрос государства и предпринимателей на принятие решений, основанных на этих данных», — отметил Андрей Самохин.
На чем едем?
Услугами общественного транспорта пользуются более трети (33%) городского населения страны. При этом, согласно опросам, проведенным во время подготовки Национального стандарта мастер-планов по инициативе ВЭБ.РФ, услугами транспорта довольны менее половины пользователей (47%). В числе основных проблем — устаревший подвижной состав, удаленность жилья от остановок, низкий комфорт ожидания на остановках из-за отсутствия навесов и большие интервалы движения. Если добавить к этому неразвитость инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, то неудивительно, что горожане выбирают автомобиль. Уровень автомобилизации в России довольно высок (318 машин на 1000 человек). Это приводит к заторам, росту числа ДТП и увеличению объема вредных выбросов в атмосферу. Заторы, в свою очередь, затрудняют движение общественного транспорта. Прежде всего безрельсового, даже при наличии выделенных полос.