События и международные мероприятия последней декады июня этого года могут оказаться предтечей весьма знаковых решений, принимаемых на глобальном уровне в части практического обеспечения устойчивого развития мировой экономики и выполнения договоренностей, зафиксированных в Парижском соглашении по климату (ПС), а также в Целях устойчивого развития (ЦУР) ООН. Таких событий достаточно много, а потому остановимся на наиболее значимых.
Прежде всего это завершение пятилетней работы и обнародование многосторонними банками развития (МБР) пакета из пяти документов, в которых содержатся согласованные методологические принципы для оценки степени сочетаемости инвестиционной, кредитной, посреднической и прочей операционной деятельности с ПС.
Кроме того, по инициативе Франции был проведен саммит на тему «Новый глобальный финансовый пакт». Завершился саммит принятием традиционного итогового документа, содержащего верхнеуровневые рекомендации, о чем можно судить по его названию: «Парижская повестка для людей и планеты». Была также утверждена и дорожная карта, содержащая относительно конкретные обязательства в отношении ПС и ЦУР (например, по расширению практики использования МБР в кредитных операциях оплаченной части уставного капитала, что нетипично для их финансовой модели, опирающейся на использование глобальных долговых рынков, и предполагает получение согласия акционеров).
Диалог кредиторов
Важное значение будет иметь организация, причем в очной форме, встречи на площадке Парижского форума, на которой происходит предметный разговор между «клубными» и «неклубными» официальными кредиторами, то есть не членами Парижского клуба (это Китай, Индия, Саудовская Аравия и другие важные участники современных международных кредитных отношений), а также частными ссудодателями (банки, институциональные инвесторы) и их суверенными заемщиками, прежде всего из числа развивающихся государств. На этот раз в центре дискуссии оказался не вполне комфортный для кредиторов и дебиторов процесс применения общих договоренностей о реструктуризации суверенной задолженности, известный как Common Framework.
«Зеленый лебедь»
Наконец, обратили на себя внимание итоги конференции, получившей «модное» название «Зеленый лебедь» (Green Swan), и организованной сообществом центральных банков и надзорных органов по улучшению экологичности финансовой системы (объединяет 125 институтов и организаций). Несмотря на стандартный статус этого мероприятия, достигнутые договоренности могут в перспективе оказать заметное влияние на масштабы и направления устойчивого финансирования. Основное и самое важное, на наш взгляд, — обязательство сообщества опубликовать к концу текущего года «учебник» по смешанному финансированию, или «блендированию» (blended finance, BF). Реализация этого замысла может стать вторым после учреждения несколько лет назад Глобального альянса смешанного финансирования шагом на пути к появлению некой международной системы (иногда ее называют экосистемой) климатического финансирования, опирающейся на BF. Учитывая, что за этим проектом стоят центральные банки и регуляторы, шансы выйти на принятие практически значимых решений выглядят весьма обнадеживающе, по крайней мере в рамках отдельных юрисдикций.