«Это уже четвертый полевой сезон. Судно стартует из Петропавловка-Камчатского и идет в Южно-Чукотское море еще до того, как откроется весь лед в Восточной Арктике. В этом году судно специально дооснащено и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин, и с точки зрения их геофизических исследований», — рассказал руководитель проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрей Колюбакин.
Единственное в своем роде российское буровое судно ледового класса «Бавенит» предназначено для работы в высоких широтах и при отрицательных температурах, а также в зонах, где не работают никакие системы навигации. «Судно оснащено передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовано системой навигационного позиционирования “Нэвис-5000”, которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точностью до десяти сантиметров при спокойной воде и в пределах до одного метра при штормовых нагрузках до трех баллов. Бурильные компоновки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью», — прокомментировал начальник экспедиции «Бавенита» Сергей Гирвич.
Добытые образцы керна передадут экспертам компании «Иннопрактика» для изучения в лабораториях геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. «Материал уникальный. И не только для российской науки. Перед нами стоит задача получить информацию о возрасте этих пород, что позволит верифицировать геологическую модель арктического региона. И это очень важно для планирования любых работ на Крайнем Севере», — рассказал руководитель группы проектов «Иннопрактики» Роман Лукашев.
Керн, добытый на дне арктических морей, является носителем ценной информации для геологов: с его помощью они смогут определить возраст (стратификацию) материала, состав и условия, при которых он формировался. На основе этих данных ученые продолжат создавать и уточнять геологическую модель Российской Арктики, а также оценят ее нефтегазовый потенциал. «Создание достоверной геологической модели любого региона — это ключ к познанию недр, в том числе к обнаружению новых месторождений нефти и газа. Наша программа помогает получать огромный пласт геологической информации, которая обрабатывается, интерпретируется. И в итоге мы создаем достоверную геологическую модель региона», — сказал замдиректора департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть» Николай Малышев.
В ходе этой экспедиции исследователи планируют вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски, подчеркнул Малышев.
Проект «Роснефти» по стратиграфическому бурению ведется с 2020 года. В рамках прежних исследований ученым удалось получить керн на севере Карского и Чукотского морей, а также моря Лаптевых. В каждом из них такие стратиграфические скважины бурились впервые в истории исследований Российской Арктики.
За последние десять лет «Роснефть» организовала уже 45 экспедиций в заполярные регионы. Это самые масштабные исследования Арктики с советских времен.