Наш собственный, российский, ценовой индикатор на нефть появится в сентябре. Он будет рассчитываться Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ), которая за счет регистрации сделок отслеживает практически все экспортные нефтяные потоки — как трубопроводные, так и морские. Однако ничего революционного не произойдет: отечественный индикатор останется долларовым и начнет использоваться для расчета таможенных пошлин, НДД и НДПИ в связке с уже привычными оценками от агентства Argus и механизмом «Brent минус дисконт».
Определение цены на российскую нефть на основе реальных сделок отечественной торговой площадкой — это важный шаг, который нужно было сделать еще много лет назад. Понятно, что исчисление в рублях в моменте не перевело бы торговлю нефтью на рубли, но обозначило бы намерение страны усилить роль своей валюты за счет торговли ресурсами.
Осторожность Минфина, который не хочет совсем отказываться от привычных механизмов расчета нефтяных налогов, понятна, и у нее есть причины (о них ниже). Но если мы действительно стремимся подтолкнуть мир к новой системе взаимодействия и большему весу рубля, то позиция в отношении индикатора на нефть должна быть совершенно иной — более четкой и жесткой: необходимо постепенно приучать покупателей к тому, что контракты на наше сырье номинируются и оплачиваются в российской валюте.