«Растущая глобальная фрагментация тесно связана с возрождением промышленной политики, — говорится в докладе ВЭФ. — Около двух третей экономистов ожидают появления новых горячих точек экономического роста и жизненно важных новых отраслей промышленности». Правительства экспериментируют с промышленной политикой: 84 страны (90% мирового ВВП) приняли за последние десять лет промышленные стратегии в той или иной форме.
ВЭФ это не нравится: зря вы за это взялись, промышленное развитие вам не по карману, предупреждают экономисты форума. По их мнению, такие страны совсем скоро вынуждены будут искать компромисс между созданием национальных отраслевых чемпионов и финансовой стабильностью. Экономисты ВЭФ также предрекают, что промышленная политика приведет к неэффективности и к несправедливым искажениям на внутренних рынках стран, ее проводящих. Ну за исключением США, конечно, чьи усилия по созданию полупроводниковой отрасли, несомненно, обречены на успех.
Глобальная экономика в 2024 году скорее всего снизится. Основная причина — геополитическая напряженность, которая в 2024 году продолжит расти. Самый быстрый рост по-прежнему будет сконцентрирован в Юго-Восточной Азии, самый медленный — в Европе. При этом разрыв между богатыми и бедными странами усилится.
Интересно, что вместо реформ и развития институтов «морковкой» для незападного мира теперь объявлен искусственный интеллект (ИИ). Экономисты ВЭФ обещают, что страны с высоким уровнем дохода (обозначение развитых стран в западном мейнстриме) извлекут из ИИ гораздо более значительную выгоду, чем развивающиеся, — главным образом за счет роста производительности, который ИИ обеспечит уже в ближайшие пять лет. Более того, инновации и высокая производительность, которую даст ИИ, привлекут в богатые страны больше инвестиций, тогда как в странах с низкими доходами прогресс, обеспечиваемый ИИ, будет идти медленнее, что тоже расширит технологический и экономический разрыв между богатыми и бедными странами.
Мейнстрим западных экономистов в последнее время — это также нагнетание ситуации вокруг китайской экономики. Давос — отличная площадка, чтобы заявить об этом еще раз: выступая на форуме, глава МВФ Кристалина Георгиева сказала, что Китай сталкивается как с краткосрочными проблемами, так и с долгосрочными, среди которых слабый сектор недвижимости, большие долги местных органов власти, демографические изменения и «потеря доверия». «В конечном счете то, что нужно Китаю, — это структурные реформы, чтобы продолжать открывать экономику и больше сбалансировать модель роста в сторону внутреннего потребления, то есть увеличить доверие к людям, чтобы [они] не экономили, а тратили больше», — сказала Георгиева.
Все это происходит на фоне все более явственного раскола между Западом и остальным миром. Многочисленные переговоры о судьбе Украины в Давосе ничем не завершились, китайский премьер-министр Ли Цян отказался встречаться в ходе форума с Владимиром Зеленским, а президент Турции Реджеп Эрдоган попросил официальных лиц своей страны пропустить Всемирный экономический форум в Давосе в этом году из-за позиции организаторов по поводу войны Израиля против ХАМАС.