Угрозы китайским и турецким банкам за сотрудничество с Россией не приведут к ковровым бомбардировкам финансовой системы этих стран со стороны Запада, а США вряд ли смогут остановить весь санкционный экспорт в Россию. Однако с нашей стороны потребуются все новые и новые усилия, чтобы преодолевать санкционную паутину. Об этом в интервью «Моноклю» рассказал доцент факультета права НИУ ВШЭ Владислав Старженецкий.
— Владислав Валерьевич, российские бизнесмены все чаще жалуются на сложности с проведением платежей в турецкие и китайские банки, при этом речь идет именно о более сложных проверках. Зарубежные банки, опасаясь вторичных санкций, требуют доказательств, что российские контрагенты не работают на наш ВПК. Действительно ли ситуация ухудшилась после декабрьского указа президента США?
— Указ Байдена — это часть более масштабной политики. В 2022 году против России было введено множество санкций, но наш бизнес приспособился и научился их обходить. Он задействовал нейтральные юрисдикции. В середине 2023 года на Западе поняли, что количество не означает качество. Страны G7 начали борьбу с обходом санкций, разрабатывают дополнительные механизмы. Особое внимание уделяется тому, как российские компании уходят от санкций через КНР, Армению, Казахстан, Турцию и другие юрисдикции, откуда активно везется санкционная продукция.
Декабрьский байденовский указ приняли после изучения того, как российский бизнес научился привозить в страну товары санкционных групп. Тем банкам, которые будут помогать россиянам совершать «незаконные», по мнению Запада, транзакции, грозит блокировка активов и закрытие корсчетов. Сегодняшняя финансовая система — американоцентричная, корсчета большинства банков находятся в США, мировая торговля преимущественно ведется в долларах. В общем, США придумали новую «пугалку» для иностранных банков.
— Но это же не просто «пугалка»…
— Да, у Штатов есть серьезный рычаг воздействия. У многих банков на транзакции с Россией приходится незначительная доля расчетов, в пределах статистической погрешности. Конечно, они прислушаются к требованиям США и Европы — те для них более важный рынок. Банки подстраиваются под требования ЕС и США: начинают идентифицировать клиентов и бенефициаров, отслеживать цепочки поставок. Они стараются соблюдать новый механизм No Russia clause, дословно — «без России». Западные страны обязывают свой бизнес указывать прямо в договорах поставок в третьи страны, что товар не попадет в РФ. Если российский бизнес через цепочку аффилированных лиц попробует оплатить такой товар, банки отследят это и заблокируют операцию.
— Были ли уже случаи наказания банков за сотрудничество с русскими?
— Я о них не слышал. И скорее всего, ковровых бомбардировок финансовой системы стран, где банки работают с российским бизнесом, все же не будет. Если американцы начнут массированно применять санкции, они сами себе навредят. Тогда их финансовая система быстро перестанет быть доминирующей, все откажутся от доллара. Поэтому действовать они будут хирургически. В основном в ход пойдут уговоры и запугивания, челночная дипломатия — частые визиты американских чиновников, встречи с бизнесом, сотрудничающим с нашей страной, в третьих странах.
Можно попробовать создать специальные банки для поддержания торговли между странами. Остальные же банки продолжат взаимодействовать с мировой финансовой системой, то есть работать во внешнем контуре. Таким образом, можно было бы попробовать создать двухконтурную банковскую систему
Плохо то, что в этой игре мяч не на нашей стороне. Банки дружественных стран будут принимать решения, выгодные им. А выбор у них сейчас между плохим и очень плохим: либо переориентация на работу с Россией и отказ от западных рынков, либо остановка обслуживания торговых операций с нашей страной.
— Какие действия предпринимает американская сторона против банков третьих стран за несоблюдение санкций? Как банк в принципе попадает под подозрение? Отслеживаются платежи в долларах и евро?
— США могут отслеживать операции в долларах, европейцы — в евро. У последних вообще очень развита система обмена информацией. Кроме того, подключаются органы финансовой разведки. В области экспортного контроля мониторинг будут вести другие компетентные органы. Конечно, сто процентов операций проконтролировать не получится. Но данные о большинстве из них Запад получит.
— Как российским участникам ВЭД и обслуживающим их банкам можно посоветовать перестроить работу, чтобы восстановить расчеты с зарубежными контрагентами — конечными либо посредниками — в дружественных странах, чтобы снять или минимизировать новые риски?
— В краткосрочной перспективе никак. Придется искать новые лазейки. Или новых альтернативных поставщиков в дружественных юрисдикциях. И все, больше почти ничего сделать нельзя.
Разве что попробовать создать специальные банки для поддержания торговли между странами. Вспомните, до 2022 года крупные банки боялись выходить в Крым, там был только РНКБ. Такие банки работают в закрытом контуре — у них нет амбиций и счетов в США и Европе. Поэтому никаких санкционных рисков для них нет. Остальные же банки продолжат взаимодействовать с мировой финансовой системой, то есть работать во внешнем контуре. Таким образом, можно было бы попробовать создать двухконтурную банковскую систему. Но тут вопрос: пойдут ли на это наши партнеры? Смогут ли Штаты на них так надавить, чтобы они отказались от этого?
— А в долгосрочной перспективе?
— В долгосрочной перспективе все не так плохо. Ряд экономистов исследует сегодня теорию гравитации в международной торговле. По их мнению, глобальная торговля переходит в стадию «гравитационного взаимодействия» — проще говоря, международные связи фрагментируются. В мировой экономике происходит декаплинг: в развивающихся странах рост выше, чем в развитых. Это ведет к образованию новых экономических центров, вокруг которых будет концентрироваться бизнес. Сейчас такой центр — Запад. Но появляются и новые центры, в частности Китай, Индия, страны БРИКС. Они будут переходить в торговле на нацвалюты, создадут вместо SWIFT альтернативные системы расчетов.