— Зачем он тебе, Сергей?
— Хочу мороженое хорошее выпускать, настоящее.
Мало кто из нас родился на свет, будучи уверенным в себе. Это чувство приходит со временем. К каждому по-разному, но всегда спустя время и события. Развитие бизнеса часто довольно банально сравнивают с ростом ребенка. Вот, мол, появился на свет, освоился в кругу сверстников и вот уже вырвался в лидеры. Ну или не вырвался и остался навсегда крепким середнячком.
Где сейчас наш малый и средний бизнес? В какой стадии отрочества? Или все никак не выберется из пубертата, в котором его настойчиво удерживает своей заботой/поддержкой государство-мать, никак не решающееся поверить, что «ребенок» вырос?
2020‒2023 годы стали периодом формирования уверенности в себе для нашего бизнеса. Кто из предпринимателей не поверил в себя — те нашли себя в чем-то другом, благо рынок труда сейчас таков, что не даст пропасть никому.
А предприниматели теперь уверены, что все преодолимо, что со всем можно справиться. Пандемия, локдаун, санкции, мобилизация, слом всех привычных товарных и финансовых цепочек… что там еще было за эти годы? А бизнес в итоге работает, развивается, запускает проекты и открывает новые рынки. Потому что верит в себя. От безысходности или сверхоптимизма — не важно. Как у подростков, у каждого эта уверенность появляется по-своему. Кто-то в олимпиадах побеждает, а кто-то не струсил во дворе.
А теперь вспомним, что происходит с поверившим в себя человеком. Начинается самая плодотворная пора жизни. Он создает и созидает, творит и развивается.
Вот и наш бизнес сейчас на подъеме не столько потому что геополитика перекроила рынки и открыла ниши. Это помогло сформировать уверенность, а дальше мы будем пожинать ее плоды. Мы ведь поверили, что наше может быть не хуже импортного. Что как ни перекрывай нам кислород — им же хуже будет. Предприниматели поверили в себя, люди поверили в страну, мы даже друг другу стали больше верить. А кто не верил — те уехали.
Вот эта «концентрация уверенности» и есть основной движитель бизнеса. И это надолго, он только набирает обороты. Поверивший в себя бизнес уже не ждет освободившихся ниш и стимулированного спроса. Он их сам создает и открывает.
Всёстат, Минчего-то и Минтого-то еще не знакомы с массовым предпринимателем, уверенным в себе. Тридцатилетняя история страны еще не создавала таких. Не было периода, который дал бы нашему бизнесу поверить именно в себя. Не в государство, не в поддержку, не в удачные обстоятельства, а именно в себя. «Теперь действовать будем мы» — вот он, девиз верящих в себя.
Давайте же уже и мы поверим в наш бизнес, перестанем в нем сомневаться и искать причины, пророчащие ему непременные сложности. Он справится и продолжит развиваться.
Надо позвонить Сергею, спросить, нашел ли он технолога мороженого. Скоро ведь уже сезон.