Текущая инфляция снизилась до 6–6,5%. Ключевая ставка осталась на отметке в 16%

18 февраля 2024, 14:24
№8

Инфляция в России снижается уже третий месяц подряд начиная с декабря прошлого года. Об этом свидетельствуют данные, приведенные на графике 1: сезонно скорректированные темпы прироста официального индекса потребительских цен (ИПЦ) по отношению к предыдущему месяцу. Такие темпы показывают, каким оказался бы прирост цен за год, если бы темпы инфляции на протяжении всех 12 месяцев года оставались теми же, что и в текущем месяце.

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

«В соответствии с этими данными начавшееся в июне‒июле прошлого года ускорение инфляции завершилось, — комментирует начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института “Центр развития” НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. — По итогам декабря и января приросты ИПЦ с поправкой на сезонность резко снизились и соответствуют 6,0–6,5 процента в годовом выражении, что почти вдвое ниже, чем в июле—ноябре (график 1). Опубликованные Росстатом среднесуточные приросты ИПЦ за первые 12 дней февраля также соответствуют с поправкой на сезонность интервалу в 6,0–6,5 процента в годовом выражении. Замедление темпов инфляции последних двух с половиной месяцев заметно и на графике 2. Подчеркнем, что для идентификации обсуждаемого эпизода замедления темпов инфляции существенным является проведение сезонной корректировки, поскольку он приходится на месяцы, которым соответствует сезонное ускорение роста цен. Наложение обычного сезонного ускорения инфляции на обсуждаемую тенденцию ее замедления создает иллюзию неизменности сравнительно высоких темпов инфляции».

«Данные по укрупненным группам товаров и услуг показывают, — продолжает Владимир Бессонов, — что в течение начавшегося летом периода ускорения инфляции цены на продовольственные товары росли несколько более высокими темпами, непродовольственные товары дорожали медленнее, тогда как увеличение тарифов на платные услуги населению (среди которых многие регулируются государством) отставало, как бывает в начале всякого инфляционного эпизода. Ускорение роста цен на непродовольственные товары, начавшееся в июле в связи с ослаблением курса рубля, завершилось уже в октябре. Все три индекса демонстрируют тенденцию к снижению темпов (график 3), наиболее отчетливо выраженную у товаров, тогда как рост тарифов на платные услуги более волатилен в силу государственного регулирования».

Показатель, который мы здесь обсуждаем, является единственно верным для определения истинного уровня текущей инфляции. И он очень важен, так как в моменты инфляционных всплесков Центральный банк РФ принимает решения о ключевой ставке часто и с намерением повлиять на инфляцию, поэтому если он использует для своих оценок неадекватный индикатор, запаздывающий по отношению к реальной ситуации, то и решения по ставке оказываются запаздывающими. В нашем случае именно так и происходит. Большинство аналитиков в России, включая аналитиков ЦБ, для анализа краткосрочных инфляционных процессов используют индекс цен по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года. «Если его взять сейчас, — говорит Бессонов, — то в ближайшее время следует ожидать сообщений об ускорении инфляции. Этот индекс незначительно вырос по итогам января и, вполне вероятно, заметно увеличится по итогам февраля. Такая динамика обусловлена не ускорением инфляции в последние месяцы, а тем, что темпы инфляции последних месяцев, несмотря на их явное снижение, все еще выше темпов инфляции соответствующих месяцев годичной давности, что видно на графике 1».

Еще раз подчеркнем: использовать индекс инфляции «месяц этого года к месяцу прошлого года» для оценки текущей инфляции категорически неверно. Можно использовать только индекс «месяц к прошлому месяцу» с поправкой на сезонность, который сейчас свидетельствует об уверенном снижении инфляции. Хотелось бы, чтобы регулятор и другие госинституты учли этот факт, принимая решения о ставках и инвестициях. На наш взгляд, наблюдаемое снижение инфляции свидетельствует об исчерпании действия фактора снижения курса рубля, в принципе об адаптации бизнеса к росту себестоимости в прошлые периоды и о насыщении внутреннего рынка за счет роста внутреннего предложения.