— Российские бизнесмены все чаще жалуются на сложности с проведением платежей в турецкие и китайские банки, при этом утверждается, что речь идет именно о более сложных проверках, так как зарубежные банки, опасаясь вторичных санкций, требуют доказательств, что российские контрагенты не работают на наш ВПК. Сталкивается ли КСК с такими жалобами и если да, то с чем они связаны?
— Да, действительно, ситуация очень осложнилась в декабре 2023 года. Платежи от российских компаний в турецкие банки стали возвращаться без объяснения причин. Первое время никакой дополнительной информации не было.
Наши контакты в турецких юридических фирмах кулуарно сообщали, что проблема с платежами связана с визитом комиссии Казначейства США в Турцию в декабре и дальнейшими инструкциями турецкого ЦБ об ограничении транзакций с российскими компаниями. В дальнейшем информация подтвердилась. На данный момент бесперебойно проходят платежи только по определенным группам назначений: сельхозпродукция, медицина, туризм, текстиль, образование.
Платежи, к примеру, за оборудование, запасные части, электронику турецкие банки не проводят. По информации от турецких партнеров, в ближайшем будущем изменений не будет.
Вслед за Турцией проблемы начали испытывать несколько китайских банков, активно работающих с российскими компаниями. Это Zhejiang Chouzhou Commercial Bank Co., Ltd и Zhengzhou Rural Commercial Bank Co., Ltd. Они также ограничили работу с РФ из-за риска включения в санкции и отключения от SWIFT.
— Правда ли, что ситуация ухудшилась после декабрьского указа президента США Executive Order on Taking Additional Steps With Respect to the Russian Federation’s Harmful Activities? Давайте структурируем проблему: у кого именно, как и почему именно усилились риски и как конкретно это повлияло на российских участников внешнеэкономической деятельности?
— Все верно. Указ направлен как раз против иностранных финансовых структур. В нем особо подчеркивается, что иностранные банки могут столкнуться с серьезными финансовыми наказаниями (ограничение расчетов в долларах, отключение от SWIFT) за проведение транзакций, которые прямо или косвенно связаны с поставками для российского ОПК. Фактически иностранные банки не разделяют, для каких нужд идут поставки, и ограничили все расчеты с РФ. Остались только «гуманитарные» группы назначений, о них я говорил выше.
— Какие действия предпринимает американская сторона против банков третьих стран за несоблюдение санкций, как банк в принципе попадает под подозрение? Отслеживаются платежи в долларах и евро или платежи в турецких лирах, дирхамах ОАЭ и юанях американская сторона тоже как-то «видит»? Есть ли случаи применения вторичных санкций и что они означают для банка?
— Самые критичные меры для иностранных банков — это ограничение расчетов в долларах и отключение от системы SWIFT. В долларах и евро транзакции отслеживаются однозначно.
По поводу платежей в альтернативных валютах: часто платежи в юанях, дирхамах или лирах идут с участием американских банков-корреспондентов либо через ту же систему SWIFT.
Инструмент вторичных санкций уже был введен в 2017 году и обязывал вводить санкции против иностранных финансовых институтов, которые содействуют «существенным финансовым транзакциям» в интересах российских лиц из списка SDN. Пока ни к одному иностранному банку его не применили.
С начала 2022 года США добавили в список SDN несколько сотен иностранных граждан и компаний за связи с Россией (это, по сути, и есть вторичные санкции). Там не было банков, но были крупные инвесткомпании и управляющие активами.
Казначейство США также постоянно проводит работу с банками из дружественных России юрисдикций и угрожает им вторичными санкциями в случае выявления транзакций с санкционными лицами, оплаты санкционных товаров и в принципе транзакций с Россией.
— Как российским участникам ВЭД и обслуживающим их банкам перестроить работу, чтобы восстановить расчеты с зарубежными контрагентами — конечными либо посредниками — в дружественных странах, чтобы снять или минимизировать новые риски?
— По сути, сейчас многие российские банки предлагают организацию расчетов через несколько партнерских иностранных компаний-посредников (ОАЭ, Гонконг, Турция) со счетами, открытыми в российских и зарубежных банках. Российская компания отправляет денежные средства в рублях на российский счет иностранной компании-посредника, а иностранная компания-посредник расплачивается с конечным поставщиком уже со своего иностранного счета.
Эти схемы расчетов постоянно меняются и отстраиваются, по сути, в ручном режиме, так как условия зарубежных банков меняются еженедельно.
— Как могла бы быть выстроена система расчетов с дружественными странами теперь, при угрозе вторичных санкций? Может ли стать системным решением вопроса выстраивание в дружественных странах сети специальных банков, которые работают именно с Россией?
— Выстраивание сети специальных банков видится маловероятным, так как при сколько-нибудь значительном объеме транзакций с РФ иностранный банк быстро подпадет под вторичные санкции.