Наконец известны детали масштабных налоговых изменений, которые будут приняты Думой в весеннюю сессию, а с 2025 года станут реальностью.
Основные цифры: повышение налога на прибыль с 20 до 25%, введение прогрессивной шкалы НДФЛ с несколькими ставками, добавление уплаты НДС для компаний на упрощенке, повышение НДПИ для ряда видов сырья.
В сумме все это даст бюджету дополнительные 2,6 трлн рублей в 2025 году. Из них 1,6 трлн будет получено от повышения налога на прибыль, 533 млрд рублей — от расширения прогрессии по НДФЛ. Так как плательщиком налогов выступает бизнес, можно говорить о перераспределении 2,6 трлн рублей из разряда частных инвестиций в государственные — либо инвестиции, либо расходы.
Налог на доходы физлиц: задел на будущее
«Монокль» не раз выступал за введение прогрессивной шкалы налогообложения для людей с очень высокими доходами. По нашим оценкам, даже после 2022 года большая часть таких семей, а это 200–300 тыс. домохозяйств, остались в России. В феврале 2024-го 181,6 тыс. человек держали на депозитах вклады размером 10‒20 млн рублей и 118,7 тыс. человек — размером более 20 млн рублей (подробнее см. «Налог на средний класс», № 13 за 2024 год).
В части прогрессивной шкалы НДФЛ предложения Минфина выглядят логичными: министерство учло предложения фракций КПФР и «Справедливой России» и сделало многоступенчатую шкалу (см таблицу).
Взамен правительство собирается поддерживать семьи с двумя детьми и более путем предоставления налоговых вычетов: таким семьям будет предложен налоговый вычет (об этом ниже).
Нижний порог прогрессии, 200 тыс. рублей в месяц (2,4 млн рублей в год), тоже выбран не случайно — это предел по доходам, которые можно получить в режиме самозанятости. Если бы ставка 15% по НДФЛ вводилась, как обсуждалось, с доходов свыше 1 млн рублей в год, это вызвало бы массовый уход на самозанятость и в итоге потерю не только НДФЛ, но и страховых взносов.
Сразу отметим: повышенная ставка применяется только для сумм, превышающих установленный порог. То есть человек с доходом 3 млн рублей в год заплатит с 2,4 млн НДФЛ по ставке 13%, а с оставшихся 600 тыс. — по ставке 15%. Уточним также, что речь идет именно обо всех доходах — не только о зарплате, но и о доходах от процентов по вкладам и облигациям и от продажи имущества.
В целом прогрессия в НДФЛ была давно назревшим шагом. «Я за прогрессивную ставку, — говорит гендиректор агрохолдинга “Лазаревское” Кристина Романовская. — У нас страна с самыми низкими налогами для физических лиц, я думаю, что, наверное, уже пришло время эту меру вводить. Это закономерно и должно было произойти».
Старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Владимир Громов напоминает, что, по данным Росстата, заработную плату в размере 200 тыс. рублей и выше получает 3,9% работающего населения, или 1,1 млн человек. «Это значит, что новая шкала ставок не коснется большинства граждан страны, — говорит Громов. — 200 тысяч — это значительно выше средней заработной платы по стране (74,9 тысячи рублей в среднем за 2023 год) и позволяет избежать роста налоговой нагрузки на средний класс, в том числе на IT-специалистов».
Впрочем, это пока. В условиях роста экономики и кадрового голода зарплаты быстро растут, только за 2021‒2023 годы доля людей с зарплатой выше 100 тыс. рублей выросла вдвое. Это означает, что при сохранении таких темпов в 2026 году получать больше 200 тыс. будут уже 8% работающего населения, то есть за счет повышения ставок НДФЛ бюджет получит «лишние» примерно 500 млрд рублей.
Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова считает порог в 200 тыс. низким. «Структурная трансформация экономики, повышающая загрузку в ряде секторов, а также дефицит кадров привели к тому, что такие зарплаты стали распространяться на значительно более широкий круг специалистов, чем это было несколько лет назад, — говорит она. — И это не только IT-специалисты и высококвалифицированные инженерно-технические работники, но и рабочий персонал, например со сложными условиями труда. В различных регионах страны (не только в Москве, но и в регионах Поволжья, Юга, Урала, Сибири) сейчас есть вакансии операторов специальной техники, водителей-дальнобойщиков с зарплатами 200‒230 тысяч рублей в месяц». В целом же приходится констатировать, что повышение налоговой нагрузки затронет не только «лица с высокими доходами», как сообщалось ранее, резюмирует представитель ИКСИ.
Сколько вычтут?
Важный момент: НДФЛ сейчас поступает в бюджеты регионов, но НДФЛ по повышенным ставкам будет уходить в федеральный бюджет — это логично, так как заявлена цель снизить неравенство среди регионов (иначе с повышением НДФЛ богатые регионы получали бы еще больше). Но Вера Кононова напоминает: как именно будут использоваться дополнительные средства и будет ли это связано, в частности, с трансфертами регионам или с социальными выплатами, пока информации нет. А та информация, которая уже известна о вычете для семей с детьми, особого оптимизма не внушает.
По заявлениям Минфина, семьям с двумя детьми и более и душевым доходом ниже 1,5 прожиточного минимума будет предложен налоговый вычет для снижения их НДФЛ до 6%.
При сохранении темпов роста зарплат в 2026 году получать больше 200 тыс. рублей будут уже 8% работающего населения, и за счет повышения ставок НДФЛ бюджет получит еще примерно 500 млрд рублей
«Согласно заявлению Минтруда, вычеты будут предоставляться только тем семьям с двумя и более несовершеннолетними детьми, доходы которых в расчете на одного члена семьи не превышают полутора региональных прожиточных минимумов (во многих регионах это будет означать 20‒30 тысяч рублей на человека в месяц) и при этом соответствуют имущественным критериям (которые пока не установлены), — перечисляет представитель ИКСИ. — Сам возврат налога также планируется делать не в автоматическом режиме, а по заявлению в органы соцзащиты, и с учетом этого всего первое возвращение денег таким семьям состоится не ранее середины 2026 года». Легко подсчитать и размеры вычета: допустим, в семье с тремя детьми работает только отец, его зарплата «на руки» — 120 тыс. рублей. Такая семья подпадает под критерии тех, кто может претендовать на вычет. Весь уплаченный НДФЛ составит 215 тыс. в год, вернуть можно будет около 116 тыс. в год (чтобы ставка составила 6%.) При этом аналогичная семья, где доход составляет 140 тыс. рублей, может уже не иметь права на вычет.
Более действенным было бы предоставление налогового вычета сразу и в принципе переход к налоговой шкале, где налог зависит от числа иждивенцев и трат (на ипотеку, образование и т. д.) — такая система, например, существует во Франции. Но в таком случае нам придется переходить и к самостоятельной уплате гражданами НФДЛ. Это разгрузило бы бизнес и одновременно сделало бы граждан более внимательными к государственными тратам в частности. Понятно, что раньше сделать работодателя налоговым агентом по НДФЛ было единственным способом как-то собрать этот налог, но с тех пор ФНС так далеко продвинулась в цифровизации, что способна следить за всеми доходами — а значит, уже можно было бы перестроить систему взимания НДФЛ.
Инвестируй или плати
Тем более что у бизнеса хватает забот с изменениями налога на прибыль, НДС, а у сырьевых секторов еще и НДПИ. Последний Минфин предлагает увеличить в тех отраслях, где достигнутые уровни операционной рентабельности бизнеса существенно превышают средние по экономике в два раза и более. Так, НДПИ при добыче железа предлагается повысить в 1,15 раза, для производителей калийных удобрений — в 2,3 раза, для фосфорных — в 2 раза. В минувшую пятницу Минфин добавил, что продолжит анализ рентных секторов экономики и будет «вести работу в части корректировки налогов».
Зато отменены будут курсовые экспортные пошлины. Налоговый эксперт, управляющий партнер АФ «Палладиум» Альбина Губайдуллина отмечает, что отмена экспортных пошлин — это положительный шаг для всех компаний сектора металлов и добычи, правда, положительный эффект как раз нивелируется повышением НДПИ, особенно для тех компаний, которые не реализуют продукцию на экспорт либо реализуют, но в малых количествах. В целом данные изменения, вероятнее всего, приведут к увеличению налогового бремени, констатирует эксперт.
Что коснется практически всего бизнеса, кроме того, который на спецрежимах, — так это увеличение налога на прибыль с 20 до 25% (причем платить его начнут и IT-компании) . При этом Минфин пытается донастроить налоговую систему таким образом, чтобы стимулировать инвестиции: возможность применения инвестиционного налогового вычета будет продлена на бессрочной основе, коэффициент на проведение НИОКР при подсчете расходов увеличен с 1,5 до 2, Минфин также обещал не менять налоговую нагрузку для отраслей с соотношением капитальных вложений к выручке более 20%. Как это будет работать в реальности — мы скоро увидим, но, похоже, инвестиции по совокупности причин в итоге все же вырастут не так сильно, как могли бы без этой реформы, а стимулировать не всегда получится именно обработку и отрасли более высокого передела.
По словам директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александра Широва, соотношение капвложений к выручке более 20% является достаточно высоким и относится к компаниям, реализующим уже сейчас крупные инвестпроекты. Он предполагает, что под пониженную ставку могут подпасть ряд компаний сырьевого и инфраструктурных секторов, а также предприятия, находящиеся в восходящий фазе инвестиционного цикла.
Добавим, что под эти критерии подходит, например, «Газпром» при инвестпрограмме 1,96 трлн рублей на 2024 год и выручке за прошлый год около 8,54 трлн рублей.
Что касается повышения коэффициента для НИОКР, то, напоминает Александр Широв, результаты НИОКР в соответствии со статистикой теперь относятся к инвестициям, так что формально влияние на инвестиции будет прямым и будет способствовать росту затрат на НИОКР. При этом не менее важно, чтобы происходило упрощение механизмов отнесения таких затрат именно к НИОКР, добавляет директор ИНП РАН: в этом случае может сформироваться дополнительный импульс к структурно-технологической модернизации экономики.
Однако опрошенный «Моноклем» средний бизнес однозначно рассматривает повышение налога на прибыль как лишение себя части денег, которые могли бы пойти на инвестиции, несмотря на послабления в части НИОКР и инвестиционного налогового вычета. Тем более в условиях, когда ставки по кредитам превышают 16%, а в региональных бюджетах, которые также должны предоставлять инвестиционный вычет, часто просто нет денег.
Альбина Губайдуллина напоминает, что в большинстве регионов России, где этот налоговый вычет применяется, есть определенные ограничения на круг компаний, которые могут его использовать. В некоторых случаях право на получение вычета предоставляется исключительно инвесторам, задействованным в приоритетных инвестиционных проектах, включенных в официальные списки или реестры.
Помочь может предоставление такого вычета на федеральном уровне — и о такой возможности Минфин упоминал. Вопрос в том, как будет решаться, кто именно достоин его получить.
В компании — производителе полуприцепов «Тонар» «Моноклю» сказали, что, поскольку предприятие реинвестирует в производство всю полученную прибыль, увеличение налога на прибыль снизит общий объем инвестиций. «Это, конечно, немного замедлит наше развитие, но не остановит его полностью, — говорят в “Тонаре”. — Конкретики по инвестиционному вычету и другим льготам инвестирующим предприятиям мы пока не видим. Другие изменения нас не затрагивают». Большинство предпринимателей из обрабатывающей сферы говорят то же самое, подробнее см. «Бизнес: повышение налогов сократит инвестиции»).
Объем средств, которые может принести в бюджет новый налог на прибыль, составляет до 5% совокупного объема инвестиций в основной капитал, что достаточно много, рассуждает Александр Широв. Вопрос в том, на что правительство будет тратить эти деньги. «Если они в основном пойдут на решение задач по поддержанию инвестиций, то негативный эффект может быть минимальным, — говорит он. — Однако нужно понимать, что структура частных и государственных инвестиций различна. Например, в государственных больше доля строительно-монтажных работ, что, возможно будет снижать их вклад в формирование среднесрочного потенциала роста. Таким образом, многое будет зависеть от того, какие приоритеты для инвестирования выберет государство».
Тут есть общие положения: выступая на парламентских слушаниях, министр финансов Антон Силуанов заявил, что помимо решений в социальной сфере дополнительные ресурсы, собранные в результате повышения налогов, будут направлены на стимулирование отраслей, которые обеспечивают долгосрочный рост: в инфраструктуру, строительство жилья, поддержку бизнеса. Развитие получат наукоемкие отрасли и сфера высоких технологий, отечественные IT-решения, микроэлектроника, фармацевтика, химическая промышленность, ряд других отраслей. «Мы это будем делать как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет налоговых стимулов, о которых мы с вами говорим», — уточнил Силуанов.
Усложненная упрощенка и ползучий НДС
Представляя налоговые изменения, глава Минфина подчеркнул, что сначала была идея повысить НДС, но от нее отказались, чтобы не раскручивать инфляцию.
Но де-факто повышение нагрузки через НДС все равно произойдет, так как платить его будет больше компаний. Все дело в реформе упрощенной системы налогообложения: уплата НДС теперь прилагается к упрощенной системе налогообложения (УСН).
Порог УСН по доходам будет увеличен до 450 млн рублей (на 2024 год планка составляет около 265 млн рублей), по основным средствам — до 200 млн рублей. Одновременно появится обязанность уплачивать НДС при доходах более 60 млн рублей.
Бизнесу будет предоставлена альтернатива: либо общий режим со ставкой НДС 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС без права на вычеты при выручке 60‒250 млн рублей и 7% при выручке 250‒450 млн рублей.
Это может быть удобно для компаний, которые подходят по критериям для УСН, но не могут на нее перейти, так как их контрагентам важно работать именно с теми, кто платит НДС. Но в целом означает повышение НДС для всей экономики.
«Введение обязанности уплачивать НДС действительно может расширить базу контрагентов, которые ранее отказывались сотрудничать в связи с отсутствием НДС, — соглашается Хати Абдурахманова, юрист налоговой практики юридической фирмы Vegas Lex. — Но следующее за ним закономерное повышение цен на продукцию и услуги может лишить плательщиков УСН конкурентного преимущества у потребителей». По ее словам, совокупное увеличение порогов по доходам и введение обязанности по уплате НДС, которое, по данным Минфина, затронет только 3,2% плательщиков УСН, можно также расценить как способ смягчить для крупных и успешно развивающихся компаний на УСН потенциальный переход на общую систему налогообложения.
«При фактической выручке от 60 миллионов до 250 миллионов рублей у бизнеса, применяющего УСН “Доходы”, налоговая ставка составит 11 процентов (то есть шесть процентов непосредственно УСН и пять процентов НДС), если же выручка будет в диапазоне от 250 миллионов до 450 миллионов рублей, то общая налоговая нагрузка составит 13 процентов (шесть процентов УСН и семь процентов НДС), — говорит Альбина Губайдуллина из АФ “Палладиум” . — Безусловно, введение дополнительного налогообложения в виде НДС на организации и ИП, применяющие УСН, приведет к увеличению числа компаний, являющихся плательщиками НДС, с закономерным увеличением поступлений в бюджет».
«Когда Владимир Путин говорил, что нужно сблизить упрощенку и НДС, чтобы уйти от дробления, мы не думали, что на бизнес навесят НДС после 60 миллионов выручки, — говорит Елена Бронникова, главный бухгалтер компании “Статский советник”. — Нужно ли говорить, что это ударит по всем? Иногда я слышу мнение, что для бухгалтеров это даже хорошо, ибо учет усложнится. Многим, кто раньше сидел на упрощенке, придется вести полноценный учет — у нас прибавится работы и клиентов. И вот что я вам скажу: мертвый бизнес бухгалтерам не платит».
Расширение коридора порога выручки и основных средств, безусловно, будет выгодно для тех компаний и ИП, которые превышают текущие значения порогов, продолжает Альбина Губайдуллина: для них вместо перехода на ОСНО и значительного увеличения налоговой нагрузки будет возможность сохранить УСН, несмотря на обязательную уплату НДС (7%). А вот предприниматели, которые в текущих условиях имеют право на применение УСН, то есть находятся в диапазоне выручки от 60 млн до 250 млн рублей, будут обременены дополнительной нагрузкой в виде НДС 5%.
IT-компании введение обязанности платить НДС считают для себя гораздо более критичным, чем возврат уплаты налога на прибыль. «Из-за того что на российском IT-рынке большинство небольших компаний используют упрощенную систему налогообложения, те, кто превышает свой оборот в 60 миллионов рублей в рамках изменений налогового законодательства, подпадают под НДС. Это гораздо критичнее для IT-отрасли, потому что в данном случае НДС посчитают с общей выручки, — говорит Александр Шибаев, генеральный директор компании IW Group. — Налог на прибыль — да, мы всегда поддерживали его, он должен существовать, в отличие, например, от налога на добавленную стоимость, который не имеет под собой ничего с точки зрения логики. Мы, как компания — разработчик ПО, своими ресурсами не создаем добавленную стоимость, а выполняем услуги по разработке или создаем конечный продукт — в данном случае добавленная стоимость не возникает».
Слишком эффективно
После двух лет дефицита бюджета в размере чуть больше 3 трлн рублей (5% консолидированного бюджета РФ) Минфин хочет сократить его вдвое, невзирая на сложные задачи, которые стоят сейчас перед страной и экономикой. Если оставить дефицит на прежнем уровне, его размер относительно ВВП все равно бы уменьшался и можно было бы обойтись без повышения налога на прибыль, оставив только прогрессию по НДФЛ и повышение НДПИ. А если снизить ежегодные платежи по госдолгу, заставив ЦБ понизить ставку, а банки — умерить аппетиты, можно сэкономить еще 500 млрд рублей в год и даже больше. Теперь же через бюджет будут перераспределяться еще более крупные суммы, оседая на счетах Казначейства все в тех же банках.
В последние годы поступления от НДС и НДФЛ растут быстрее всех остальных налогов. Это следствие экономического роста, сопровождающегося ростом инфляции и зарплат, но не только: для взимания НДС Федеральная налоговая служба выстроила настоящую матрицу. Кроме системы АСК НДС-2 банковские организации активно помогают ИФНС находить налоговые схемы и контролировать операции с НДС, еженедельно анализируя платежные поручения с НДС, говорит Альбина Губайдуллина. Главная цель такого анализа — найти факт уклонения от уплаты налогов. Неуплата невозможна, просрочка уплаты тоже невозможна с введением единого налогового счета. То есть государству удалось повысить эффективность дважды: закрыв предприятиям возможность кредитоваться за счет задержки выплаты налога и ликвидировав все возможные лазейки для ухода от НДС. И это правильно, но зачем еще и повышать налог на прибыль в условиях, когда 60% инвестиций предприятия проводят на свои собственные деньги, а кредитный рычаг не работает?
Предприниматели, которые в текущих условиях имеют право на применение УСН, то есть находятся в диапазоне выручки от 60 млн до 250 млн рублей, будут теперь платить и НДС в размере 5%
Более того, в целом в условиях очень дорогих заемных средств и дефицита кадров повышение налогов дополнительно подстегнет инфляцию. «У российских машиностроителей низкая рентабельность. Поэтому цена вырастет пропорционально росту налогов. Конечно, начнется инфляционная спираль», — говорит гендиректор ЗАО «Чебоксарское предприятие “Сеспель”» Владимир Бакшаев.
В подготовке материала принимали участие Лина Калянина, Вера Краснова, Анастасия Матвеева, Николай Ульянов