Государство и инвестиции: как найти баланс?

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
3 июня 2024, 00:00 №23

Изменения налоговой системы призваны обеспечить гарантированный рост налоговых поступлений. Однако рост налогового бремени может затормозить экономический рост. Можно ли этого избежать?

Наконец известны детали масштабных налоговых изменений, которые будут приняты Думой в весеннюю сессию, а с 2025 года станут реальностью.

Основные цифры: повышение налога на прибыль с 20 до 25%, введение прогрессивной шкалы НДФЛ с несколькими ставками, добавление уплаты НДС для компаний на упрощенке, повышение НДПИ для ряда видов сырья.

В сумме все это даст бюджету дополнительные 2,6 трлн рублей в 2025 году. Из них 1,6 трлн будет получено от повышения налога на прибыль, 533 млрд рублей — от расширения прогрессии по НДФЛ. Так как плательщиком налогов выступает бизнес, можно говорить о перераспределении 2,6 трлн рублей из разряда частных инвестиций в государственные — либо инвестиции, либо расходы.

Налог на доходы физлиц: задел на будущее

«Монокль» не раз выступал за введение прогрессивной шкалы налогообложения для людей с очень высокими доходами. По нашим оценкам, даже после 2022 года большая часть таких семей, а это 200–300 тыс. домохозяйств, остались в России. В феврале 2024-го 181,6 тыс. человек держали на депозитах вклады размером 10‒20 млн рублей и 118,7 тыс. человек — размером более 20 млн рублей (подробнее см. «Налог на средний класс», № 13 за 2024 год).

В части прогрессивной шкалы НДФЛ предложения Минфина выглядят логичными: министерство учло предложения фракций КПФР и «Справедливой России» и сделало многоступенчатую шкалу (см таблицу).

Взамен правительство собирается поддерживать семьи с двумя детьми и более путем предоставления налоговых вычетов: таким семьям будет предложен налоговый вычет (об этом ниже).

Нижний порог прогрессии, 200 тыс. рублей в месяц (2,4 млн рублей в год), тоже выбран не случайно — это предел по доходам, которые можно получить в режиме самозанятости. Если бы ставка 15% по НДФЛ вводилась, как обсуждалось, с доходов свыше 1 млн рублей в год, это вызвало бы массовый уход на самозанятость и в итоге потерю не только НДФЛ, но и страховых взносов.

Сразу отметим: повышенная ставка применяется только для сумм, превышающих установленный порог. То есть человек с доходом 3 млн рублей в год заплатит с 2,4 млн НДФЛ по ставке 13%, а с оставшихся 600 тыс. — по ставке 15%. Уточним также, что речь идет именно обо всех доходах — не только о зарплате, но и о доходах от процентов по вкладам и облигациям и от продажи имущества.

В целом прогрессия в НДФЛ была давно назревшим шагом. «Я за прогрессивную ставку, — говорит гендиректор агрохолдинга “Лазаревское” Кристина Романовская. — У нас страна с самыми низкими налогами для физических лиц, я думаю, что, наверное, уже пришло время эту меру вводить. Это закономерно и должно было произойти».

Старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Владимир Громов напоминает, что, по данным Росстата, заработную плату в размере 200 тыс. рублей и выше получает 3,9% работающего населения, или 1,1 млн человек. «Это значит, что новая шкала ставок не коснется большинства граждан страны, — говорит Громов. — 200 тысяч — это значительно выше средней заработной платы по стране (74,9 тысячи рублей в среднем за 2023 год) и позволяет избежать роста налоговой нагрузки на средний класс, в том числе на IT-специалистов».

Впрочем, это пока. В условиях роста экономики и кадрового голода зарплаты быстро растут, только за 2021‒2023 годы доля людей с зарплатой выше 100 тыс. рублей выросла вдвое. Это означает, что при сохранении таких темпов в 2026 году получать больше 200 тыс. будут уже 8% работающего населения, то есть за счет повышения ставок НДФЛ бюджет получит «лишние» примерно 500 млрд рублей.

Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова считает порог в 200 тыс. низким. «Структурная трансформация экономики, повышающая загрузку в ряде секторов, а также дефицит кадров привели к тому, что такие зарплаты стали распространяться на значительно более широкий круг специалистов, чем это было несколько лет назад, — говорит она. — И это не только IT-специалисты и высококвалифицированные инженерно-технические работники, но и рабочий персонал, например со сложными условиями труда. В различных регионах страны (не только в Москве, но и в регионах Поволжья, Юга, Урала, Сибири) сейчас есть вакансии операторов специальной техники, водителей-дальнобойщиков с зарплатами 200‒230 тысяч рублей в месяц». В целом же приходится констатировать, что повышение налоговой нагрузки затронет не только «лица с высокими доходами», как сообщалось ранее, резюмирует представитель ИКСИ.

Сколько вычтут?

Важный момент: НДФЛ сейчас поступает в бюджеты регионов, но НДФЛ по повышенным ставкам будет уходить в федеральный бюджет — это логично, так как заявлена цель снизить неравенство среди регионов (иначе с повышением НДФЛ богатые регионы получали бы еще больше). Но Вера Кононова напоминает: как именно будут использоваться дополнительные средства и будет ли это связано, в частности, с трансфертами регионам или с социальными выплатами, пока информации нет. А та информация, которая уже известна о вычете для семей с детьми, особого оптимизма не внушает.

По заявлениям Минфина, семьям с двумя детьми и более и душевым доходом ниже 1,5 прожиточного минимума будет предложен налоговый вычет для снижения их НДФЛ до 6%.

При сохранении темпов роста зарплат в 2026 году получать больше 200 тыс. рублей будут уже 8% работающего населения, и за счет повышения ставок НДФЛ бюджет получит еще примерно 500 млрд рублей

«Согласно заявлению Минтруда, вычеты будут предоставляться только тем семьям с двумя и более несовершеннолетними детьми, доходы которых в расчете на одного члена семьи не превышают полутора региональных прожиточных минимумов (во многих регионах это будет означать 20‒30 тысяч рублей на человека в месяц) и при этом соответствуют имущественным критериям (которые пока не установлены), — перечисляет представитель ИКСИ. — Сам возврат налога также планируется делать не в автоматическом режиме, а по заявлению в органы соцзащиты, и с учетом этого всего первое возвращение денег таким семьям состоится не ранее середины 2026 года». Легко подсчитать и размеры вычета: допустим, в семье с тремя детьми работает только отец, его зарплата «на руки» — 120 тыс. рублей. Такая семья подпадает под критерии тех, кто может претендовать на вычет. Весь уплаченный НДФЛ составит 215 тыс. в год, вернуть можно будет около 116 тыс. в год (чтобы ставка составила 6%.) При этом аналогичная семья, где доход составляет 140 тыс. рублей, может уже не иметь права на вычет.

Более действенным было бы предоставление налогового вычета сразу и в принципе переход к налоговой шкале, где налог зависит от числа иждивенцев и трат (на ипотеку, образование и т. д.) — такая система, например, существует во Франции. Но в таком случае нам придется переходить и к самостоятельной уплате гражданами НФДЛ. Это разгрузило бы бизнес и одновременно сделало бы граждан более внимательными к государственными тратам в частности. Понятно, что раньше сделать работодателя налоговым агентом по НДФЛ было единственным способом как-то собрать этот налог, но с тех пор ФНС так далеко продвинулась в цифровизации, что способна следить за всеми доходами — а значит, уже можно было бы перестроить систему взимания НДФЛ.

Инвестируй или плати

Тем более что у бизнеса хватает забот с изменениями налога на прибыль, НДС, а у сырьевых секторов еще и НДПИ. Последний Минфин предлагает увеличить в тех отраслях, где достигнутые уровни операционной рентабельности бизнеса существенно превышают средние по экономике в два раза и более. Так, НДПИ при добыче железа предлагается повысить в 1,15 раза, для производителей калийных удобрений — в 2,3 раза, для фосфорных — в 2 раза. В минувшую пятницу Минфин добавил, что продолжит анализ рентных секторов экономики и будет «вести работу в части корректировки налогов».

Зато отменены будут курсовые экспортные пошлины. Налоговый эксперт, управляющий партнер АФ «Палладиум» Альбина Губайдуллина отмечает, что отмена экспортных пошлин — это положительный шаг для всех компаний сектора металлов и добычи, правда, положительный эффект как раз нивелируется повышением НДПИ, особенно для тех компаний, которые не реализуют продукцию на экспорт либо реализуют, но в малых количествах. В целом данные изменения, вероятнее всего, приведут к увеличению налогового бремени, констатирует эксперт.

Что коснется практически всего бизнеса, кроме того, который на спецрежимах, — так это увеличение налога на прибыль с 20 до 25% (причем платить его начнут и IT-компании) . При этом Минфин пытается донастроить налоговую систему таким образом, чтобы стимулировать инвестиции: возможность применения инвестиционного налогового вычета будет продлена на бессрочной основе, коэффициент на проведение НИОКР при подсчете расходов увеличен с 1,5 до 2, Минфин также обещал не менять налоговую нагрузку для отраслей с соотношением капитальных вложений к выручке более 20%. Как это будет работать в реальности — мы скоро увидим, но, похоже, инвестиции по совокупности причин в итоге все же вырастут не так сильно, как могли бы без этой реформы, а стимулировать не всегда получится именно обработку и отрасли более высокого передела.

По словам директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александра Широва, соотношение капвложений к выручке более 20% является достаточно высоким и относится к компаниям, реализующим уже сейчас крупные инвестпроекты. Он предполагает, что под пониженную ставку могут подпасть ряд компаний сырьевого и инфраструктурных секторов, а также предприятия, находящиеся в восходящий фазе инвестиционного цикла.

Добавим, что под эти критерии подходит, например, «Газпром» при инвестпрограмме 1,96 трлн рублей на 2024 год и выручке за прошлый год около 8,54 трлн рублей.

Что касается повышения коэффициента для НИОКР, то, напоминает Александр Широв, результаты НИОКР в соответствии со статистикой теперь относятся к инвестициям, так что формально влияние на инвестиции будет прямым и будет способствовать росту затрат на НИОКР. При этом не менее важно, чтобы происходило упрощение механизмов отнесения таких затрат именно к НИОКР, добавляет директор ИНП РАН: в этом случае может сформироваться дополнительный импульс к структурно-технологической модернизации экономики.

Однако опрошенный «Моноклем» средний бизнес однозначно рассматривает повышение налога на прибыль как лишение себя части денег, которые могли бы пойти на инвестиции, несмотря на послабления в части НИОКР и инвестиционного налогового вычета. Тем более в условиях, когда ставки по кредитам превышают 16%, а в региональных бюджетах, которые также должны предоставлять инвестиционный вычет, часто просто нет денег.

Альбина Губайдуллина напоминает, что в большинстве регионов России, где этот налоговый вычет применяется, есть определенные ограничения на круг компаний, которые могут его использовать. В некоторых случаях право на получение вычета предоставляется исключительно инвесторам, задействованным в приоритетных инвестиционных проектах, включенных в официальные списки или реестры.

Помочь может предоставление такого вычета на федеральном уровне — и о такой возможности Минфин упоминал. Вопрос в том, как будет решаться, кто именно достоин его получить.

В компании — производителе полуприцепов «Тонар» «Моноклю» сказали, что, поскольку предприятие реинвестирует в производство всю полученную прибыль, увеличение налога на прибыль снизит общий объем инвестиций. «Это, конечно, немного замедлит наше развитие, но не остановит его полностью, — говорят в “Тонаре”. — Конкретики по инвестиционному вычету и другим льготам инвестирующим предприятиям мы пока не видим. Другие изменения нас не затрагивают». Большинство предпринимателей из обрабатывающей сферы говорят то же самое, подробнее см. «Бизнес: повышение налогов сократит инвестиции»).

Объем средств, которые может принести в бюджет новый налог на прибыль, составляет до 5% совокупного объема инвестиций в основной капитал, что достаточно много, рассуждает Александр Широв. Вопрос в том, на что правительство будет тратить эти деньги. «Если они в основном пойдут на решение задач по поддержанию инвестиций, то негативный эффект может быть минимальным, — говорит он. — Однако нужно понимать, что структура частных и государственных инвестиций различна. Например, в государственных больше доля строительно-монтажных работ, что, возможно будет снижать их вклад в формирование среднесрочного потенциала роста. Таким образом, многое будет зависеть от того, какие приоритеты для инвестирования выберет государство».

Тут есть общие положения: выступая на парламентских слушаниях, министр финансов Антон Силуанов заявил, что помимо решений в социальной сфере дополнительные ресурсы, собранные в результате повышения налогов, будут направлены на стимулирование отраслей, которые обеспечивают долгосрочный рост: в инфраструктуру, строительство жилья, поддержку бизнеса. Развитие получат наукоемкие отрасли и сфера высоких технологий, отечественные IT-решения, микроэлектроника, фармацевтика, химическая промышленность, ряд других отраслей. «Мы это будем делать как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет налоговых стимулов, о которых мы с вами говорим», — уточнил Силуанов.

Усложненная упрощенка и ползучий НДС

Представляя налоговые изменения, глава Минфина подчеркнул, что сначала была идея повысить НДС, но от нее отказались, чтобы не раскручивать инфляцию.

Но де-факто повышение нагрузки через НДС все равно произойдет, так как платить его будет больше компаний. Все дело в реформе упрощенной системы налогообложения: уплата НДС теперь прилагается к упрощенной системе налогообложения (УСН).

Порог УСН по доходам будет увеличен до 450 млн рублей (на 2024 год планка составляет около 265 млн рублей), по основным средствам — до 200 млн рублей. Одновременно появится обязанность уплачивать НДС при доходах более 60 млн рублей.

Бизнесу будет предоставлена альтернатива: либо общий режим со ставкой НДС 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС без права на вычеты при выручке 60‒250 млн рублей и 7% при выручке 250‒450 млн рублей.

Это может быть удобно для компаний, которые подходят по критериям для УСН, но не могут на нее перейти, так как их контрагентам важно работать именно с теми, кто платит НДС. Но в целом означает повышение НДС для всей экономики.

«Введение обязанности уплачивать НДС действительно может расширить базу контрагентов, которые ранее отказывались сотрудничать в связи с отсутствием НДС, — соглашается Хати Абдурахманова, юрист налоговой практики юридической фирмы Vegas Lex. — Но следующее за ним закономерное повышение цен на продукцию и услуги может лишить плательщиков УСН конкурентного преимущества у потребителей». По ее словам, совокупное увеличение порогов по доходам и введение обязанности по уплате НДС, которое, по данным Минфина, затронет только 3,2% плательщиков УСН, можно также расценить как способ смягчить для крупных и успешно развивающихся компаний на УСН потенциальный переход на общую систему налогообложения.

«При фактической выручке от 60 миллионов до 250 миллионов рублей у бизнеса, применяющего УСН “Доходы”, налоговая ставка составит 11 процентов (то есть шесть процентов непосредственно УСН и пять процентов НДС), если же выручка будет в диапазоне от 250 миллионов до 450 миллионов рублей, то общая налоговая нагрузка составит 13 процентов (шесть процентов УСН и семь процентов НДС), — говорит Альбина Губайдуллина из АФ “Палладиум” . — Безусловно, введение дополнительного налогообложения в виде НДС на организации и ИП, применяющие УСН, приведет к увеличению числа компаний, являющихся плательщиками НДС, с закономерным увеличением поступлений в бюджет».

«Когда Владимир Путин говорил, что нужно сблизить упрощенку и НДС, чтобы уйти от дробления, мы не думали, что на бизнес навесят НДС после 60 миллионов выручки, — говорит Елена Бронникова, главный бухгалтер компании “Статский советник”. — Нужно ли говорить, что это ударит по всем? Иногда я слышу мнение, что для бухгалтеров это даже хорошо, ибо учет усложнится. Многим, кто раньше сидел на упрощенке, придется вести полноценный учет — у нас прибавится работы и клиентов. И вот что я вам скажу: мертвый бизнес бухгалтерам не платит».

Расширение коридора порога выручки и основных средств, безусловно, будет выгодно для тех компаний и ИП, которые превышают текущие значения порогов, продолжает Альбина Губайдуллина: для них вместо перехода на ОСНО и значительного увеличения налоговой нагрузки будет возможность сохранить УСН, несмотря на обязательную уплату НДС (7%). А вот предприниматели, которые в текущих условиях имеют право на применение УСН, то есть находятся в диапазоне выручки от 60 млн до 250 млн рублей, будут обременены дополнительной нагрузкой в виде НДС 5%.

IT-компании введение обязанности платить НДС считают для себя гораздо более критичным, чем возврат уплаты налога на прибыль. «Из-за того что на российском IT-рынке большинство небольших компаний используют упрощенную систему налогообложения, те, кто превышает свой оборот в 60 миллионов рублей в рамках изменений налогового законодательства, подпадают под НДС. Это гораздо критичнее для IT-отрасли, потому что в данном случае НДС посчитают с общей выручки, — говорит Александр Шибаев, генеральный директор компании IW Group. — Налог на прибыль — да, мы всегда поддерживали его, он должен существовать, в отличие, например, от налога на добавленную стоимость, который не имеет под собой ничего с точки зрения логики. Мы, как компания — разработчик ПО, своими ресурсами не создаем добавленную стоимость, а выполняем услуги по разработке или создаем конечный продукт — в данном случае добавленная стоимость не возникает».

Слишком эффективно

После двух лет дефицита бюджета в размере чуть больше 3 трлн рублей (5% консолидированного бюджета РФ) Минфин хочет сократить его вдвое, невзирая на сложные задачи, которые стоят сейчас перед страной и экономикой. Если оставить дефицит на прежнем уровне, его размер относительно ВВП все равно бы уменьшался и можно было бы обойтись без повышения налога на прибыль, оставив только прогрессию по НДФЛ и повышение НДПИ. А если снизить ежегодные платежи по госдолгу, заставив ЦБ понизить ставку, а банки — умерить аппетиты, можно сэкономить еще 500 млрд рублей в год и даже больше. Теперь же через бюджет будут перераспределяться еще более крупные суммы, оседая на счетах Казначейства все в тех же банках.

В последние годы поступления от НДС и НДФЛ растут быстрее всех остальных налогов. Это следствие экономического роста, сопровождающегося ростом инфляции и зарплат, но не только: для взимания НДС Федеральная налоговая служба выстроила настоящую матрицу. Кроме системы АСК НДС-2 банковские организации активно помогают ИФНС находить налоговые схемы и контролировать операции с НДС, еженедельно анализируя платежные поручения с НДС, говорит Альбина Губайдуллина. Главная цель такого анализа — найти факт уклонения от уплаты налогов. Неуплата невозможна, просрочка уплаты тоже невозможна с введением единого налогового счета. То есть государству удалось повысить эффективность дважды: закрыв предприятиям возможность кредитоваться за счет задержки выплаты налога и ликвидировав все возможные лазейки для ухода от НДС. И это правильно, но зачем еще и повышать налог на прибыль в условиях, когда 60% инвестиций предприятия проводят на свои собственные деньги, а кредитный рычаг не работает?

Предприниматели, которые в текущих условиях имеют право на применение УСН, то есть находятся в диапазоне выручки от 60 млн до 250 млн рублей, будут теперь платить и НДС в размере 5%

Более того, в целом в условиях очень дорогих заемных средств и дефицита кадров повышение налогов дополнительно подстегнет инфляцию. «У российских машиностроителей низкая рентабельность. Поэтому цена вырастет пропорционально росту налогов. Конечно, начнется инфляционная спираль», — говорит гендиректор ЗАО «Чебоксарское предприятие “Сеспель”» Владимир Бакшаев.

В подготовке материала принимали участие Лина Калянина, Вера Краснова, Анастасия Матвеева, Николай Ульянов