Речь идет о субсидии, появившейся в 2019 году — после проведения первых нашумевших крабовых аукционов. Тогда 48% квот на вылов были проданы государством за 141 млрд рублей. Получившие разрешение рыбаки должны были в течение нескольких лет построить 41 судно и прибрежные перерабатывающие мощности. Чтобы помочь им, правительство решило выдавать капексы на строительство рыбопромысловых судов на уровне 20% от затрат, но не более 340 млрд рублей. Несколько предприятий успели воспользоваться льготами в 2021 и 2022 годах и спустили на воду восемь краболовов — в основном это были суда компании «Антей», Тихоокеанской рыбопромышленной компании и «Сигма Марин Интернешнл».
Но уже в 2023 году «Сигма Марин Интернешнл», построившая два краболова, не смогла получить субсидию — как ей объяснили, из-за нехватки средств в федеральном бюджете. Хотя по итогам прошлогоднего второго этапа аукционов, где было распределено еще 50% квот на вылов краба, государство выручило уже 215 млрд рублей. Двенадцать компаний, получивших разрешения, обязались построить 60 краболовов и два логистических центра на сумму 52 млрд рублей. При этом в рамках второго аукциона пока не заключено ни одного контракта на проектирование или закладку рыболовецких судов.
У рыбаков еще с 2022 года падала выручка из-за санкций, снижения цен на продукцию, увеличения налогов, введения экспортной пошлины и роста банковских процентов на кредиты, без которых невозможно реализовать инвестпроекты. Во Всероссийской ассоциации экспортеров рыбопромышленной продукции (ВАЭРП) посчитали, что только благодаря прошлогоднему повышению пошлины на использование водных биоресурсов с рыбного рынка будет изъято от 70 до 95–96 млрд рублей — на 13% больше прежней фискальной нагрузки. В том числе поэтому в 2023 году ВАЭРП обратилась в правительство с просьбой возобновить действие программы субсидирования затрат на строительство новых рыбопромысловых судов, и рыбаки, видимо, были услышаны. Со следующего года выплаты по инвестпроектам должны восстановиться.
Но это не главная победа промысловиков в изменившихся внешних и внутренних реалиях. Куда важнее, что 25 апреля этого года правительство, вняв просьбам инвесторов отрасли, снизило ограничения на импортные комплектующие и детали для строительства судов. Напомним, что в 2022 году власти ввели критерии признания промышленной продукции как произведенной в России, чтобы ускорить импортозамещение. Без соответствия этим критериям рыбаки не могли зачислить построенные суда в счет инвестпрограммы и лишались квот. А организовать за год-два собственное производство дизельных корабельных двигателей или сложного электронного и навигационного оборудования для краболовных судов в стране не берется никто. Именно поэтому в результате второго крабового аукциона ни одна компания не заключила контракты на строительство судов. Возможно, снижение планки локализации, а также возврат хотя бы символической части средств, изъятых у рыбаков на аукционах, позволят появиться новым кораблям.