Во многом эти требования к Киеву мало чем отличаются от условий, с которыми согласилась украинская делегация во время стамбульских переговоров весной 2022 года. «Документ назывался “Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины”. Он носил компромиссный характер, но его ключевые пункты шли в русле наших принципиальных требований, решали задачи, которые были заявлены как основные даже при начале специальной военной операции», — напомнил Путин. Это соглашение предусматривало необходимость принятия украинского закона о запрете нацистской идеологии, нейтральный военный и безъядерный статус Украины, ограничение численности ее вооруженных сил, отсутствие иностранных военных баз и запрет на проведение военных учений на украинской территории с участием иностранных войск. Взамен Киев получал международные гарантии безопасности.
Путин заявил, что весной 2022 года Москва даже готова была пойти на сохранение украинского суверенитета над Херсонской и Запорожской областями — при условии что Россия будет иметь «прочную сухопутную связь» с Крымом. «Теперь, как уже сказал, положение дел в корне изменилось. Жители Херсонщины и Запорожья в ходе референдумов выразили свою позицию, Херсонская и Запорожская области, так же как Донецкая и Луганская народные республики, вошли в состав Российской Федерации. И речи о нарушении нашего государственного единства быть не может. Воля людей быть с Россией незыблема. Вопрос навсегда закрыт и больше не обсуждается», — заявил президент РФ.
Исходя из этого Путин потребовал, чтобы украинские войска были полностью выведены из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. «Причем, обращаю внимание, именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину», — сказал он.
В отличие от предыдущих формулировок российского руководства, что для заключения мира необходим возврат к общему формату стамбульских соглашений плюс учет «реалий на земле», то есть тех территорий, которые контролировались российской армией, новые требования стали жестче. Украинские войска до сих пор контролируют значительные территории Херсонской и Запорожской областей (включая столицы этих регионов), а также часть территорий ДНР и ЛНР.
При этом российский лидер смягчил позицию по поводу прекращения военных действий: если раньше Москва отвергала прекращение огня на время ведения переговоров, то сегодня она готова на такой шаг. «Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту, последует приказ прекратить огонь и начать переговоры. Повторю: мы это сделаем незамедлительно», — пообещал Путин.
Это предложение о мире было сделано за день до начала «мирной» конференции в Швейцарии, где Украина и ее западные союзники собираются обсуждать «мирный план» без участия самой России. Теперь, имея на руках российские требования, Киеву и его союзникам будет затруднительно делать вид, что они не знают российскую позицию, а обсуждать мирные соглашения без ее учета — пустая трата времени. При этом очевидно, что Владимир Зеленский, который при помощи Запада продолжает делать вид, что является президентом Украины, вряд ли примет российские предложения. Но с ним никто и не собирался разговаривать: Путин в очередной раз подчеркнул, что согласно украинским законам Зеленский более не является главой Украины. Эти предложения были сделаны тем политическим силам на Украине, прежде всего парламентариям, которые должны найти в себе силы остановить скатывание Украины в пропасть. А иначе завтра будет только хуже.
«Сегодня мы делаем еще одно конкретное, реальное мирное предложение. Если в Киеве и в западных столицах от него, как и прежде, также откажутся, то, в конце концов, это их дело, их политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития. Очевидно, реалии на земле, на линии боевого соприкосновения будут и дальше меняться не в пользу киевского режима. И условия для начала переговоров будут другими», — резюмировал Путин.