Запад уже давно осознал, что военная победа в противостоянии с Россией на Украине ему не светит: санкции не работают, а попытка наступления украинской армии в Запорожской области год назад окончилась грандиозным провалом. С тех пор российская армия медленно, но уверенно наступает.
При этом ситуация на Украине перманентно ухудшается и может стать критической: мобилизация идет со скрипом, добровольцев не осталось. Попытки переломить ситуацию заявлениями о готовности ввести на Украину западные войска или перенести военные действия на территорию России с помощью поставок Киеву дальнобойного оружия встретили жесткий ответ Кремля: в таком случае ответным ударам будут подвергнуты страны НАТО.
А воевать с Россией по-настоящему Запад не хочет. Во-первых, он равнодушен к судьбе украинского «буфера», а во-вторых, настоящая война грозит стереть с лица Земли всю западную цивилизацию.
В итоге Украина и ее союзники решили сделать вид, что они готовы пойти на уступки России, заявив о возможности переговоров, если Россия выполнит ряд условий «мирного плана Зеленского» — их предполагалось назвать на «Глобальном саммите мира» в Швейцарии.
Однако Москва не приняла этих правил игры, которые предусматривали по факту капитуляцию и униженное прошение мира. Президент России Владимир Путин выступил с развернутым программным заявлением о возможности урегулирования существующего конфликта. Российские инициативы более не предусматривают заморозку военных действий по примеру Минских соглашений и сохранение неопределенности в отношении статуса новых российских регионов и внеблокового статуса Украины.
Хотя на Западе заявили о неприемлемости выдвинутых Путиным условий, в сложившейся ситуации предложения российского президента достаточно умеренны и компромиссны, поскольку основываются на подписанном весной 2022 года украинской делегацией соглашения о мире и предусматривают сохранение внеблоковой Украины. В случае заключения мира на российских условиях Запад еще может сохранить лицо, выдав факт сохранения Украины в качестве своей победы.
В случае отказа от российских предложений военный конфликт продолжится, что рано или поздно приведет к ликвидации украинского государства, а это будет равноценно полному геополитическому поражению Запада.
Условия, выдвинутые Путиным, фактически потребовали от Запада прекращения периода стратегической неопределенности, когда вопрос принадлежности Крыма или возможного вступления Украины в НАТО бесконечно откладывался на будущее в качестве возможного рычага давления на Россию. Сегодня Кремль поставил вопрос ребром: если вы хотите воевать за Украину — пожалуйста, мы готовы к такому развитию событий, но если не готовы, то принимайте наши компромиссные предложения, поскольку в случае отказа может исчезнуть сам предмет сегодняшнего спора.
Упреждающие предложения
За день до начала «мирной конференции» в Швейцарии, куда не были приглашены российские представители, Владимир Путин выступил на встрече с руководством МИД РФ с концептуальными предложениями о мире и безопасности, тем самым превратив швейцарский форум в совершенно бессмысленное мероприятие.
В начале своей речи Путин отметил, что его предыдущая встреча с руководством Министерства иностранных дел, на которой также присутствовали сотрудники администрации президента, правительства и Федерального собрания, состоялась в ноябре 2021 года.
Тем самым президент напомнил о событиях накануне начала СВО, когда Москва передала Вашингтону проекты договора между РФ и США о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности между Россией и НАТО. Тогда западные руководители с явным пренебрежением отнеслись к российским предложениям, давая понять, что они не опасаются последствий отказа. Оглядываясь назад и положа руку на сердце, западное руководство наверняка понимает, что тогда совершило грубую стратегическую ошибку, но не может признать этого публично. Однако новые предложения Москвы дают шанс исправить ситуацию.
Президент напомнил, что мир стремительно меняется и уже не будет прежним ни в глобальной политике, ни в экономике, ни в технологической конкуренции, а западная схема, провозглашенная единственно правильной для обеспечения безопасности и процветания в Европе и мире, не работает.
«Пришло время начать широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии. При этом в перспективе надо вести дело к постепенному сворачиванию военного присутствия внешних держав в евразийском регионе», — заявил Путин. Таким образом, если в 2021 году речь шла о гарантиях безопасности для России, то теперь пространство стратегических интересов расширилось и Москва готова выступать с этим вопросом в политическом союзе с другими государствами континента, прежде всего с Китаем.
И если два с половиной года назад Россия просила отвести от своих границ военную инфраструктуру НАТО к границам 1997 года, то сегодня Москва видит своей стратегической задачей полный уход военной машины США из Евразии. «Понимаем, безусловно, что в нынешней ситуации этот тезис может показаться нереалистичным, однако это сейчас. Но если мы выстроим надежную систему безопасности в будущем, в таком присутствии внерегиональных военных контингентов просто не будет необходимости», — отметил Путин.
Говоря об условиях прекращения украинского вооруженного конфликта, Путин предложил взять за основу «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», который был парафирован украинской делегацией во время стамбульских переговоров весной 2022 года. Но затем Киев под давлением Запада отказался от его выполнения.
Это соглашение предусматривало необходимость принятия украинского закона о запрете нацистской идеологии, нейтральный военный и безъядерный статус Украины, ограничение численности ее вооруженных сил, запрет на размещение на украинской территории иностранных военных баз и мораторий на проведение военных учений на украинской территории с участием иностранных войск.
«Он носил компромиссный характер, но его ключевые пункты шли в русле наших принципиальных требований, решали задачи, которые были заявлены как основные даже при начале специальной военной операции… Мы, со своей стороны, тоже понимая озабоченность Украины, связанную с безопасностью, согласились с тем, что Украина, формально не вступая в НАТО, получила бы гарантии, практически аналогичные тем, которыми пользуются члены этого альянса», — напомнил Путин.
Президент России заявил, что весной 2022 года Москва даже была готова пойти на сохранение украинского суверенитета над Херсонской и Запорожской областями — при условии, что Россия будет иметь «прочную сухопутную связь» с Крымом.
«Теперь, как уже сказал, положение дел в корне изменилось. Жители Херсонщины и Запорожья в ходе референдумов выразили свою позицию, Херсонская и Запорожская области, так же как Донецкая и Луганская народные республики, вошли в состав Российской Федерации. И речи о нарушении нашего государственного единства быть не может. Воля людей быть с Россией незыблема. Вопрос навсегда закрыт и больше не обсуждается», — заявил Путин.
Исходя из этого российский лидер потребовал, чтобы украинские войска были полностью выведены из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. «Причем, обращаю внимание, именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину», — сказал он. Украинские войска до сих пор контролируют значительные территории Херсонской и Запорожской областей (включая столицы этих регионов), а также часть территорий ДНР и ЛНР. В отличие от предыдущих формулировок российского руководства, что для заключения мира необходим возврат к общему формату стамбульских соглашений «с учетом нынешних реалий на земле», то есть тех территорий, которые контролировались российской армией, новые требования России стали жестче.
При этом президент России смягчил позицию по поводу прекращения военных действий: если раньше Москва отвергала прекращение огня на время ведения переговоров, то сегодня она готова пойти на такой шаг. «Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту, последует приказ прекратить огонь и начать переговоры. Повторю: мы это сделаем незамедлительно», — пообещал Путин.
Однако самым неприятным, как для Киева, так и для Запада, стал отказ Москвы от прежней практики замораживания конфликтов и вынесения за скобки статуса новых российских регионов. Так было в 2014 году, когда Украина и поддерживающие ее западные страны при заключении Минских соглашений отказались признавать факт возвращения Крыма в состав России, и, если верить New York Times, опубликовавшей стамбульские договоренности между Россией и Украиной, так могло сложиться и в 2022 году.
Поскольку ранее Путин не раз заявлял, что Россия больше не пойдет на повторение Минских соглашений, которое Киев и Запад рассматривали как необходимую им передышку для подготовки к силовому возвращению утраченных территорий, требование к Киеву и Западу признать статус новых российских регионов — это не условия-максимум перед переговорами, от которых затем можно будет отказаться, а минимум, без которого переговоры лишены смысла. Российские требования призваны не только остановить текущий военный конфликт, но и исключить его возникновение в будущем.
«Безусловно, должны быть в полной мере обеспечены права, свободы и интересы русскоязычных граждан на Украине, признаны новые территориальные реалии, статус Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации. В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения должны быть зафиксированы в виде фундаментальных международных договоренностей. Естественно, это предполагает и отмену всех западных санкций против России», — заявил Путин.
В таком случае Запад лишится мощного рычага давления на Россию в виде санкций и вопроса спорных территорий, который в любой удобный для него момент можно будет использовать для возобновления боевых действий.
При этом выполнение российских условий не будет разгромным геополитическим поражением Запада: сохранение остатков нейтральной, но независимой и «демократической» Украины США и ЕС могут представить в качестве своего достижения. В противном случае военный конфликт продолжится и речь может идти не только о потере Киевом новых территорий, но и об исчезновении Украины как субъекта международных отношений.
«Сегодня мы делаем еще одно конкретное, реальное мирное предложение. Если в Киеве и в западных столицах от него, как и прежде, также откажутся, то, в конце концов, это их дело, их политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития. Очевидно, реалии на земле, на линии боевого соприкосновения будут и дальше меняться не в пользу киевского режима. И условия для начала переговоров будут другими», — резюмировал Путин.
Локальный саммит неоправданных ожиданий
«Глобальный саммит мира» в Швейцарии задумывался Украиной как рычаг психологического давления на Россию. По замыслу киевских стратегов, если бы на саммит удалось заманить руководителей большинства стран мира и в их присутствии зачитать «план мира» бывшего президента Украины Владимира Зеленского, предусматривающего безоговорочную капитуляцию России и выплату Киеву репараций, российское руководство осознало бы свою неправоту и пошло бы на серьезные уступки. Этот замысел явно не коррелировал с объективной реальностью, но для кинопродюсеров и проходимцев всех мастей, которыми Зеленский укомплектовал свою команду, он представлялся гениальным.
Однако за время подготовки швейцарского саммита украинская армия начала терпеть одно поражение за другим, и Киеву пришлось умерить свои аппетиты, оставив для обсуждения всего три наименее одиозных пункта «мирного плана» Зеленского из десяти: ядерная безопасность, свобода судоходства и обмен пленными.
Тем не менее множество стран, прежде всего глобального Юга, включая Китай, отказались участвовать в мероприятии, на котором не будет присутствовать Россия. Более того, Пекин даже объявил о подготовке собственного саммита мира.
Ценой сверхусилий Киеву удалось убедить ряд стран, отказавшихся от участия в саммите, например Бразилию и Саудовскую Аравию, прислать в Швейцарию делегации под руководством чиновников второго ранга. В итоге в «глобальном саммите» приняли участие представители 92 стран из 195 государств — членов и наблюдателей ООН.
Хуже того, президент США Джо Байден, который находился в Европе на саммите G7, не захотел присутствовать на этом странном мероприятии и улетел домой, оставив вместо себя вице-президента Камалу Харрис. Но и она спустя несколько часов работы улетела в Америку, возложив обязанности на советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана.
В ходе своих выступлений многие участники саммита упоминали тот очевидный факт, что остановка военных действий невозможна без участия России, и призывали рассматривать собрание как первый шаг к миру.
Президент Аргентины Хавьер Милей, позиционирующий себя как ярого сторонника Украины, сначала отказался принимать участие в саммите, но затем поддался уговорам Зеленского и согласился приехать. Но, видимо, Зеленский пожалел о своей настойчивости, поскольку Милей, хотя и в мягкой форме, напомнил довольно неприятную для украинской делегации истину: «Я могу ненавидеть своего соседа, но, если он не будет покупать мои товары, я обанкрочусь».
А спустя несколько дней после окончания саммита пресс-секретарь президента Аргентины Мануэль Адорни заявил, что Хавьер Милей не будет поставлять оружие Украине, опровергнув ранее прозвучавшее утверждение министра обороны США Ллойда Остина, что Буэнос-Айрес присоединился к коалиции «Рамштайн». Возможно, Милей популист и демагог, но отнюдь не дурак и не собирается вкладывать свои ресурсы (комплименты Зеленскому не в счет) в безнадежное предприятие, которое вот-вот обанкротится.
«Они говорят и о том, что хотят добиться стратегического поражения России на поле боя. Что это означает для России? Для России это означает прекращение ее государственности. Это означает конец тысячелетней истории Российского государства. Я думаю, что это для всех понятно. А тогда встает вопрос: а зачем нам бояться? Не лучше ли тогда идти до конца?»
По итогам саммита странам-участникам было предложено подписать итоговое коммюнике, в результате чего количество стран, согласных с итогами саммита, упало до 77. В частности, отказались подписывать итоговый документ Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика, ОАЭ, Саудовская Аравия, и ЮАР.
А с «подписями» делегаций Ирака и Иордании вышел небольшой дипломатический конфуз: оказалось, что они не поддержали документ. Как затем объяснил пресс-секретарь МИД Швейцарии Пьер-Ален Эльчингер, физической версии швейцарского мирного коммюнике не существует, страны кивком или молчаливым согласием подтверждали желание его поддержать. А в такой суматохе разве разберешь, кивнул представитель той или иной страны в знак согласия или случайно чихнул?
В итоговом коммюнике даже вопросы ядерной безопасности, свободы мореплавания и обмена пленными Украина смогла превратить в невыполнимый ультиматум по отношению к России. Например, в документе содержится требование, согласно которому Запорожская атомная электростанция «должна работать безопасно и защищенно под полным суверенным контролем Украины», что можно расценивать как требование о передачи территории ЗАЭС под контроль Киева. А призыв обеспечить безопасное функционирование ядерных установок выглядит как издевательство над здравым смыслом, поскольку именно Украина ранее неоднократно обстреливала Запорожскую АЭС.
Утверждение, что «свободное, полное и безопасное торговое судоходство, а также доступ к морским портам на Черном и Азовском морях чрезвычайно важны», упирается в ту реальность, что Азовское море является внутренним морем России, а Украина давно утратила все порты на его побережье, к которым она теперь требует доступа.
Предложение Киева об обмене пленными по формуле «всех на всех» без прекращения боевых действий выглядит беспардонной попыткой обмануть: по словам Путина, в украинском плену находятся 1348 российских солдат и офицеров, а число пленных украинских военнослужащих — 6465 человек. Сегодня обмен пленными происходит по формуле «один на одного». Что касается требования Киева о возврате ему «украинских детей», то речь идет о детях из новых российских регионов, которые остались без родителей и были вывезены в безопасные места, подальше от украинских обстрелов. В случае, если у этих детей обнаруживаются родственники на Украине, Россия передает их родным.
Не успел закончиться саммит в Швейцарии, как украинские чиновники заявили о начале организации второго «саммита мира», и наперебой начали «допускать возможность» приглашения туда российской делегации, в явной надежде поторговаться. Однако Москва никак не отреагировала на эту «хитрую ловушку», продолжая настаивать на своих условиях мира.
От Кореи до Карелии
Тем временем, пока Украина и западные страны, стараясь себя успокоить, рассуждали о несерьезности и невыполнимости российских мирных инициатив, президент России отправился с визитами в КНДР и во Вьетнам.
О том, насколько лидер Северной Кореи Ким Чен Ын был рад приезду Владимира Путина, говорит тот факт, что он лично отправился в аэропорт встречать дорогого гостя. Примечательно, что свой прошлый визит в КНДР Путин совершил в феврале 2000 года, еще в качестве исполняющего обязанности президента РФ. Тогда был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, пришедший на смену истекшему Договору о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНДР 1961 года.
По итогам нынешних переговоров Владимира Путин и Ким Чен Ына был подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве двух стран. «В нем поставлены масштабные задачи и ориентиры углубления российско-корейских связей на долгосрочную перспективу. Это касается политической, торгово-инвестиционной, культурно-гуманитарной области, а также сферы безопасности», — заявил Путин. Российский лидер отметил, что в 2023 году товарооборот между странами увеличился в девять раз, а за первые пять месяцев текущего года рост составил еще 54%.
Однако главной сенсацией стала 4-я статья договора: «В случае, если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Корейской Народно-Демократической Республики и Российской Федерации», что практически дословно повторяет аналогичные обязательства двух стран по договору 1961 года.
Таким образом, КНДР не просто имеет право, а обязана прийти России на помощь в случае вооруженного нападения на нее. Уже будучи во Вьетнаме, Путин пообщался с сопровождавшими его российскими журналистами, которые поинтересовались, применим ли договор с КНДР к ситуации на Украине. «Украинский режим начал агрессию не против России, он начал агрессию еще против признанных нами Луганской и Донецкой народных республик до того, как они вошли в состав Российской Федерации. Теперь по поводу того, чтобы как-то использовать возможности друг друга в этом конфликте. Мы никого об этом не просим, нам никто этого не предлагал, поэтому нет никакой необходимости», — объяснил Путин. А отвечая на вопрос, является ли применение западного дальнобойного оружия, в частности обстрелы Белгорода, актом агрессии, Путин заявил: «Это требует дополнительного исследования, но это близко к тому. Мы это анализируем».
Таким образом, можно предположить, что любая попытка эскалации конфликта на Украине Западом либо путем предоставления Киеву ракет с большим радиусом действия и ударов ими по российской территории, либо путем введения на украинскую территорию контингента НАТО может запустить пункт договора с КНДР об оказании военной помощи. Несмотря на скромные экономические показатели КНДР и не очень большую численность населения — 26 млн человек, северокорейская армия является одной из самых многочисленных в мире — около 1,2 млн человек, что сопоставимо с армией США, — и располагает примерно четырьмя миллионами резервистов.
После заключения Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве РФ и КНДР власти Южной Кореи расценили его как угрозу в свой адрес и заявили о готовности поставлять оружие Украине. «Республике Корея не о чем беспокоиться, потому что наша помощь в военной сфере в соответствии с договором, который мы подписали, возникает только в том случае, если в отношении одной из подписавших этот документ сторон будет осуществлена агрессия. Насколько мне известно, Республика Корея агрессию в отношении Корейской Народно-Демократической Республики не планирует, а значит, бояться нашего сотрудничества в этой сфере нет никакой необходимости. Что касается поставок летального оружия в зону боевых действий на Украину, то это было бы очень большой ошибкой. Надеюсь, что этого не произойдёт. Если это будет происходить, тогда и мы тоже будет принимать соответствующие решения, которые вряд ли понравятся сегодняшнему руководству Южной Кореи» — так Путин прокомментировал озабоченность Сеула.
Находясь во Ханое, Владимир Путин провел встречу с президентом Вьетнама То Ламом, премьер-министром страны Фам Минь Тинем, генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом и председателем Национального собрания Вьетнама Чан Тхань Маном. По итогам визита было подписано множество документов, в частности совместное заявление о дальнейшем углублении всеобъемлющего стратегического партнерства России и Вьетнама; соглашение между правительством стран о сотрудничестве в области высшего образования; меморандум о графике по реализации проекта сооружения Центра ядерной науки и технологий на территории Вьетнама; инвестиционная лицензия на освоение блока 11–2 континентального шельфа Вьетнама; меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству во Вьетнаме между публичным акционерным обществом «НоваТЭК» и корпорацией нефти и газа «Петровьетнам»; соглашение о сотрудничестве между Российским фондом прямых инвестиций и фондом «Би-Ви-Ай-Эм».
Таким образом, Путин продемонстрировал Западу, что его предложения о мире, сделанные во время встречи с руководством МИД РФ, не являются блефом и Москва не готова отказываться от своих интересов ради формальной нормализации отношений с западными странами, а продолжит динамично развивать свои отношения с союзниками.
Кремль явно считает, что время работает на Россию: политические элиты США и многих стран ЕС и Великобритании в ближайшее время могут уступить власть оппозиции, которая менее одержима идеей нанесения России стратегического поражения. Тем не менее Москва сегодня готова договариваться с Западом, если он проявит желание прийти к долгосрочному соглашению о безопасности, а не выстраивать очередные ловушки для России наподобие Минских соглашений.
«Думаю, что некоторые здравомыслящие политики еще задумаются о том, являются ли сделанные мною предложения реалистичными, объективными и соответствующими интересам всех договаривающихся сторон и всей Европы в том числе, если она действительно хочет прекращения конфликта в центре Европы. Ну это мы посмотрим. Я не уверен, что такое отношение к сделанным нами предложениям будет сохраняться вечно» — так прокомментировал Путин вероятность реализации своих мирных инициатив.
Отвечая на вопросы российских журналистов о постоянной военной эскалации украинского конфликта, Путин предположил, что на Западе «видимо, рассчитывают на то, что мы в какой-то момент испугаемся». «Но в то же время они говорят и о том, что хотят добиться стратегического поражения России на поле боя. Что это означает для России? Для России это означает прекращение ее государственности. Это означает конец тысячелетней истории Российского государства. Я думаю, что это для всех понятно. А тогда встает вопрос: а зачем нам бояться? Не лучше ли тогда идти до конца?» — задал президент России риторический вопрос.