Издание напоминает: в 2022 году Конгресс США разрешил правительству ежегодно выделять 2 млрд долларов на обеспечение безопасности Тайваня в период с 2023 по 2027 год, а в апреле 2024-го одобрил выделение еще 2 млрд — «на обеспечение безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона». Кроме того, конгрессмены и представители администрации Белого дома пообещали ускорить поставки оружия Тайваню, включая модернизацию его парка истребителей F-16. А в июне Госдепартамент США одобрил продажу Тайваню ракет и беспилотников на сумму 360 млн долларов.
«В последние недели и месяцы, несмотря на решительное противодействие Китая и неоднократные протесты, США продолжали продавать оружие Тайваню и делали то, что серьезно подрывает основные интересы Китая и взаимное доверие между Китаем и США», — заявил официальный представитель министерства иностранных дел Китая Линь Цзянь.
Прерванные переговоры о ядерном сдерживании между США и Китаем возобновились восемь месяцев назад, после очередной паузы, растянувшейся на пять лет. По данным Пентагона, в 2023 году Китай располагал примерно 500 ядерными боеголовками и планирует довести их количество к 2030 году до 1000. Сами США оценивают количество собственных ядерных боеголовок в 3700, но Стокгольмский международный институт исследования проблем мира считает, что американская армия обладает 5244 ядерными боеголовками.
За неделю до выхода из переговоров о ядерном сдерживании Пекин ввел санкции против шести американских компаний по производству оружия и против их руководства за продажу оружия Тайваню. В заявлении МИД Китая сказано, что продажа оружия Тайваню нарушает принцип единого Китая, означает вмешательство в его внутренние дела и подрывает его суверенитет и территориальную целостность. Эти санкции носят формальный характер, поскольку американские оружейные компании не имеют бизнеса в материковом Китае. Тем не менее они призваны продемонстрировать недовольство Пекина наращиванием поставок оружия на остров, который сами США признают частью Китая. Поскольку этот сигнал был проигнорирован Вашингтоном, последовала приостановка переговоров по ядерному оружию.
При этом кандидат в президенты США Дональд Трамп сделал заявление, которое не может не обнадеживать Пекин. Он завил, что Тайвань забрал 100% мирового бизнеса по производству микросхем. «Я считаю, что Тайвань должен заплатить нам за оборону. Знаете, мы ничем не отличаемся от страховой компании. Тайвань нам ничего не дает. Тайвань находится в девяти с половиной тысячах миль от нас. От Китая до него 68 миль. Небольшое преимущество, и Китай — огромный кусок земли, они могут просто разбомбить его. Им это даже не нужно: они могут буквально просто отправить снаряды», — сказал Трамп.
Это заявление можно трактовать как намек на возможность изменения политики США по отношению к Тайваню.
Очевидно, что заявление Трампа относительно Тайваня взялось не на пустом месте: недавно премьер-министр Венгрии Виктор Орбан посетил Пекин, где провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а затем отправился в США на юбилейный саммит НАТО, после окончания которого полетел во Флориду: там он провел встречу с Дональдом Трампом.
Победа кандидата от Республиканской партии США практически не вызывает сомнений, тем не менее Дональд Трамп не заинтересован в том, чтобы действующий глава Белого дома Джо Байден и Си Цзиньпин до президентских выборов в США заключили соглашение о ядерном сдерживании. Трамп мог дать понять, что имеет более гибкую позицию и готов быть услышанным в Пекине.
Таким образом, пауза в дипломатических отношения между Пекином и Вашингтоном грозит затянуться как минимум до ноября нынешнего года, когда в США пройдут президентские выборы, а возможно, и до конца января следующего, когда должна состояться инаугурация избранного главы Белого дома.