Это называется «там были все». В рамках презентаций медиаплатформ KION, Okko, Premier, Start, Wink, «Иви» и «Кинопоиск», на которых онлайн-кинотеатры представили свои главные сериальные и кинопремьеры будущего сезона, в Красную Поляну прибыли едва ли не все звезды современного российского кино и ведущие представители профессионального сообщества. Всю неделю с 9 по 14 сентября они участвовали в дискуссиях и форумах, проводили мастер-классы и вели деловые переговоры.
Раньше главным российским киносмотром был «Кинотавр», проходивший с 1990 по 2021 год. В марте 2022-го президент этого кинофестиваля Александр Роднянский (признан иноагентом) объявил о его закрытии. Тогда было много споров, какой конкурс заменит сочинский кинофестиваль. В итоге его функции были «самоперераспределены» между выборгским «Окном в Европу», где традиционно представлены авторские работы и более простые — игровые и документальные, новым московским смотром авторского кино «Зимний» и мейнстримовым Московским международным кинофестивалем (точнее, его программой «Русские премьеры»). Но уже в 2022 году восемь крупнейших российских онлайн-платформ поняли: есть что обсудить и показать зрителям — и учредили «Новый сезон» в Сочи, почти на том же месте, где раньше проходил «Кинотавр». К своему третьему сезону показ российских платформ стал ведущим светским и деловым киномероприятием, ведь все звезды сейчас загораются и продолжают сиять именно на «малых экранах», как абсурдно это ни звучало бы каких-то три-четыре года назад.
По регламенту на фестивале онлайн-платформы могут представить первые два или три эпизода своих сериалов, общий хронометраж которых не превышает 90 минут, и полнометражные кинокартины. Всего за неделю зрители посмотрели четыре фильма и 16 сериалов и выставили оценки. Форма зрительского голосования кажется лучшей топам индустрии, поскольку это своего рода фокус-группа, по высказываниям которой на основе впечатления от нескольких серий сценаристы, режиссеры и продюсеры могут понять, можно ли что-то изменить, верный ли они выбрали вектор и, самое главное, правильный ли жанр.
В связи с выбором жанра вспоминается интерпретация истории журнала «Современник», которую любит рассказывать режиссер и продюсер Андрей Першин, более известный как Жора Крыжовников («Слово пацана», «Горько!»). В журнале «Современник», которым руководил амбициозный «продюсер» Николай Некрасов, «на эксклюзиве» одновременно были Толстой, Островский, Гончаров и Тургенев. Можно представить, как работали бы люди в «Современнике», если бы это был онлайн-кинотеатр. Например, опубликовал Некрасов «Севастопольские рассказы» Толстого и они имели оглушительный успех. Но тут приходит к нему Тургенев с «Записками охотника». Некрасов говорит: «Нет, мне не надо сейчас про охотника, напиши что-нибудь военное, про Крым, это хорошо идет, а у тебя какая-то собака…» Но Тургенев не сдался, опубликовали. Тоже пошло. Стучится Гончаров: «У меня человек на диване лежит». Некрасов в ответ: «Ну зачем? Напиши что-то бодрое, про охоту, про войну, в конце концов, а у тебя человек лежит и лежит. Ты толкаешь меня в банкротство!» Однако пришлось опубликовать. Приходит Островский: «У меня тут женщина изменила, очень беспокоится и хочет прыгнуть с обрыва». Некрасов: «Зачем же сразу с обрыва, пусть полежит на диване! Вот же то, чего аудитория хочет. Или пусть на охоту сходит». И так далее. Правда, Жора Крыжовников этой историей подчеркивал, что автор намного важнее менеджмента платформы. Но ее же можно использовать для того, чтобы понять, насколько безразлична публика к жанру и насколько важнее талант сценариста.
Цыганов, Бортич и другие герои сезона
Лет десять назад был моден мем, где Евгений Цыганов с одним и тем же выражением лица показывал разные эмоции. Теперь его можно забыть. В сериале «Первый номер» (режиссер Клим Козинский, KION) Цыганов сыграл успешного, эксцентричного и скандально известного писателя, который неожиданно для себя возглавил загибающийся глянцевый журнал. Эта роль, по мнению зрителей, стала для актера лучшей на фестивале, и Цыганову вручили приз «Герой “Нового сезона”». «Первый номер» — сатира на постглянцевый мир 2010-х годов по сценарию Сергея Минаева («Духлесс», «The Tелки») и Дмитрия Минаева («Секреты семейной жизни», «Трудные подростки») с суперзвездным составом. Сотрудников хищной редакции, поначалу не принявшей нового главного редактора, сыграли (загибайте пальцы): Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Равшана Куркова, Александра Бортич, Ида Галич, Денис Власенко, Александра Ребенок, Игорь Верник, Лукерья Ильяшенко, Егор Корешков и Ольга Сутулова. И это один из немногих представленных на фестивале сериалов, который имеет дату выхода: премьера предварительно состоится на KION 1 декабря.
Героиней «Нового сезона» стала Александра Бортич, сыгравшая главную роль в драмеди «Между нами химия» режиссера Карины Чувиковой (Wink). Бортич играет женщину, которая в одиночку воспитывает двоих детей, по ночам работает в такси и узнает о своем смертельном диагнозе. И тогда решает найти мужа, чтобы после нее было с кем оставить детей, но процесс идет так хорошо, что претендентов на ее сердце и руку становится слишком много. Критики в один голос называют эту роль лучшей в обширной фильмографии Саши Бортич, а ведь за свою десятилетнюю карьеру актриса сыграла более чем в пятидесяти картинах.
Лучшим фильмом признан проект «Где наши деньги?» (режиссер Владимир Зинкевич, «Кинопоиск»). Зинкевич снял криминальную комедию о трех гопниках из провинциальной преступной группировки, которые пытаются устроиться в жизни после распада СССР. Не найдя лучшего варианта, они решают вынести местный банк с помощью экскаватора, но по дороге умудряются потерять несколько десятков миллионов рублей. Теперь героям надо разбираться: или среди них завелся крот, или кто-то водит их за нос. Такое ощущение, что белорусский постановщик таких диких картин, как «Спайс-бойз» и «Добро пожаловать в семью», пошел дальше и проник на территорию Гая Ричи: в его фильме так же весело и так же по-бандитски страшно.
Но «Лучший фильм» не главная награда «Нового сезона». Наиболее почитаемая — «Самый ожидаемый сериал». Им стал всеобщий фаворит «Аутсорс» (режиссер Душан Глигоров, Okko) с Иваном Янковским в главной роли. История происходит в середине 1990-х, когда смертная казнь еще была разрешена. К исполнителям приходит понимание, что право на исполнение наказания имеют именно близкие жертв и потерпевших, а некоторые из них даже готовы за это заплатить. Вскоре выясняется, что деньги и справедливость несовместимы. Готовы спорить: когда сериал выйдет, возникнет бурная дискуссия не только вокруг него, но и по поводу недавней инициативы вернуть смертные приговоры.
На этом зрительское голосование завершилось, и началось вручение премий от членов попечительского совета — как их называли в этот вечер, «родителей и свидетелей молодоженов». Совет состоит из руководителей и представителей медиаплатформ — соучредителей фестиваля. «Открытием “Нового сезона”» попечительский совет назвал режиссера и сценариста Карину Чувикову («Между нами химия», Wink). Заслуга Чувиковой не столько в организаторском таланте, сколько в умении совместить глубокую человеческую драму и лихое чувство юмора.
Специальным призом фестиваля за прорыв в индустрии отмечен сериал «Последний богатырь. Наследие» режиссера Антона Маслова (Start). Его можно назвать и спин-оффом, и продолжением, и сериальным ремейком знаменитой кинотрилогии «Последний богатырь», основанной на русских народных сказках. Только если раньше проектом занимался российский офис Disney, то теперь эстафетную палочку перехватила платформа Start. И этот сериал можно будет увидеть уже совсем скоро, в конце сентября.
В конце церемонии прозвучало несколько анонсов. Фильмом открытия четвертого «Нового сезона», который состоится через год, станет документальный проект «Брат навсегда», приуроченный к 25-летию картины Алексея Балабанова «Брат-2». Он будет реализован сразу всеми онлайн-кинотеатрами — участниками фестиваля и наследниками создателей фильма Григорием Сельяновым, Петром Балабановым и Александром Бодровым. Директор и продюсер фестиваля Полина Зуева также анонсировала новую номинацию, которая появится в 2025 году: «Лучший дженерик». Никто не понял, про что это, но она призвала маркетинг-отделы платформ «готовиться к соревнованию».