Начав год с роста и пробив в мае планку 3500 пунктов, индекс Мосбиржи так и не смог удержаться на этой отметке и медленно скатился к уровню 2524 пункта в начале сентября (последний раз такой уровень индекс демонстрировал в мае 2023-го). После чего все-таки сменил тренд и на полдень минувшей пятницы колебался вблизи 2840 пунктов.
Индекс RGBI, отражающий стоимость государственных облигаций, с начала года снизился со 113,2 до 102,4 пункта. Это уже уровень марта 2022 года, начала СВО и первого активного применения санкций.
Индекс Мосбиржи в основном был поддержан ростом котировок «Газпрома»: газовый гигант стал дорожать с 23 сентября на новости о возможном снижении налогового бремени на него (речь идет об отмене или пересмотре надбавки к НДПИ). Инвесторы оценили новость позитивно, с учетом того, что одной из названных причин отсутствия дивидендов за 2023 год стал как раз повышенный НДПИ.
Но разворот акций был обусловлен не только «Газпромом». «Рост индекса акций можно, скорее, объяснить банальной технической коррекцией после предыдущего масштабного падения. При этом большое значение имела плавная девальвация рубля, которую мы наблюдали в течение месяца. Она положительно влияет на выручку экспортеров, составляющих около половины индекса акций Мосбиржи», — комментирует директор по инвестициям УК «Эра Инвестиций» Иван Лавриненко.
А вот на облигационном рынке динамика никаким позитивом и не пахнет. Бескупонная доходность трех- и пятилетних ОФЗ с 13,3 и 11,8% соответственно в начале года поднялась к сентябрю до 18,2 и 17,2%. На последнем аукционе Минфин России разместил пятнадцатилетние ОФЗ под 16,53%, а всего за третий квартал он из-за слишком высоких ставок выполнил план по размещению лишь на 45%: занял 676 млрд рублей вместо необходимых 1,5 трлн. Причина вполне очевидна: жесткая денежно-кредитная политика, плавно перетекшая в сверхжесткую, делает долговые бумаги в глазах инвесторов значительно менее привлекательными, нежели другие инструменты, а крупнейшие банки, доминирующие на аукционах, не готовы поступиться и половиной процента.
«Пока мы не видим перелома тенденции к снижению цен облигаций. Думаем, что на цены на дальнем конце кривой будет влиять объем размещения Минфином, а также выходящие макроданные по инфляции и влияющим на нее факторам (например, кредитованию)», — делится прогнозом Иван Лавриненко.
Пока прогнозы по ставке остаются неутешительными: регулятор вполне четко обозначил свою позицию («жестить» дальше) и готов повысить ставку до 20% уже в октябре.
«Ожидаем, что ЦБ сохранит ставку на уровне 19% до середины 2025 года, когда, по нашему прогнозу, инфляция замедлится до 4–5% с сезонной корректировкой в годовом выражении. Также возможно повышение ставки до 20%, если бюджет сохранит объем субсидий процентных ставок на уровне 2024 года», — отмечают в своем обзоре аналитики БКС.