Напомним, нацпроекты были запущены для выполнения майских указов Владимира Путина 2018 года и должны были помочь достичь главных целей: повышения продолжительности жизни до 78 лет, снижения уровня бедности в два раза, вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. В июле 2020-го было принято решение отложить достижение ряда показателей до 2030 года и скорректировать программу с учетом изменившихся обстоятельств.
При этом в нацпроекты были переведены расходы федерального бюджета — например, выплаты материнского капитала стали проходить по нацпроекту «Демография», достигая до 80% расходов по нему.
Летом этого года президент подписал новый указ — о национальных целях развития до 2036 года, а правительство разработало портфель новых нацпроектов, в том числе по обеспечению технологического лидерства (к ним относятся нацпроекты «Средства производства и автоматизации», «Новые материалы и химия», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые технологии сбережения здоровья», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Беспилотные авиационные системы», «Развитие космической деятельности», «Новые атомные и энергетические технологии», «Экономика данных и цифровая трансформация государства»).
Теперь цель всего комплекса нацпроектов — формирование экономики предложения, улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала.
Именно ввиду столь важных целей от новых нацпроектов и люди, и бизнес, и сами чиновники будут ожидать, во-первых, четких конечных показателей, а во-вторых, прозрачного хода выполнения — с корректировкой, если таковая потребуется.
Из главных целей прошлых нацпроектов одна не только достигнута, но и перевыполнена: Россия вошла не только в топ-5, но и в топ-4 крупнейших мировых экономик по ППС. Уровень бедности сократился в полтора раза — с 12,9% в 2018 году до 9,6% в первом квартале 2024-го. Продолжительность жизни пока 73,5 года, цель 78 отодвинута на 2030 год.
Ряд нацпроектов также вызывают вопросы как в плане заложенных в них целей, так и в плане результатов — например, в паспорт нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» заложены такие показатели, как количество вновь созданных субъектов МСП, количество сервисов в рамках специальной цифровой платформы для МСП и удовлетворенность этими сервисами. И по этим показателям нацпроект выполнен. Но вот доля МСП в ВВП как была около 21% шесть лет назад, так и осталась.
Или нацпроект «Жилье», который ставил своей целью рост ввода жилья в многоквартирных домах, но не только не достиг этого важнейшего показателя, но и привел к сильнейшему разгону цен на жилье: программа льготной ипотеки удвоила цены, а во многих регионах стройка так и не оживилась. Своевременная корректировка, широкое общественное и экспертное обсуждение могли бы вовремя скорректировать нацпроекты и сделать их по-настоящему эффективными.
Приведем еще один пример: Закон о промышленной политике (488-ФЗ) содержит только понятие товара, произведенного на территории РФ, но не «российский разработчик», «российский производитель» и «российский продукт». Вкупе с тем, что в госзакупках к российским товарам приравниваются товары из ЕАЭС, это приводит к тому, что вместо защиты российских производств мы часто защищаем сборку из китайских комплектующих в условной Киргизии. На днях в СМИ прошла информация, что Минпромторг совместно с Генпрокуратурой проводит внеплановые проверки эффективности субсидий, выделенных разработчикам и производителям радиоэлектроники, — якобы половина компаний, получивших господдержку, не выполняли ее условия — в частности, производили электронику не в России, а на контрактных производствах в Китае. Такие лазейки должны были быть перекрыты еще до запуска субсидий, и уж точно об этом должны позаботиться разработчики проектов по технологическому лидерству.