Банки и ЦБ воюют за платежный рынок

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
21 октября 2024, 00:00
№43

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам. Это позволит им сохранить за собой часть платежного рынка, на котором плотно прописался ЦБ

Иллюстрация Игорь Шапошников
Читайте Monocle.ru в

Кредитные организации нервничают и объединяются. Банки из первой десятки — Сбер, Альфа-банк, Т-Банк — в конце сентября подписали меморандум о создании консорциума для развития единого платежного QR-кода. Предполагается, что уровней участия будет два: учредители (не более 12) и участники. Доля Сбера в новой структуре составит 45%. Альфа-банк и Т-банк с текущими долями в 27,5% станут продавать новым учредителям по 2,5% своих акций. Желающих достаточно: по словам главы Сбера Германа Грефа, к консорциуму присоединилось уже более 18 кредитных организаций.

Зачем конкурентам объединяться? Ради единого QR-кода. Причем предполагается, что это только начало и консорциум будет запускать и другие высокотехнологичные платежные инструменты. Кстати, единый QR фактически существует — Греф рассказал, что над ним активно работают уже пять лет, а теперь Сбер отчуждает свою QR-платформу в пользу консорциума.

Конкуренция, а не война

Все это делается в противовес ЦБ и его собственной системе: Центробанк и Национальная система платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир» и операционный, платежный и клиринговый центр Системы быстрых платежей) активно продвигают свой проект по созданию универсального QR-кода. К ним присоединился и ВТБ. «В данный момент банк уже подключил к этой технологии оплаты часть корпоративных клиентов, в том числе крупные торговые сети», — сообщили в пресс-службе ВТБ.

По информации «Монокля», ЦБ недоволен созданием консорциума. С точки зрения регулятора, новый QR-код — это стандарт, аналогичный платежной системе Банка России, Системе передачи финансовых сообщений и стандарту банковских карт, а стандарт должен быть один, чтобы им могли пользоваться все участники рынка вне зависимости от места в рейтинге.

Это косвенно подтверждается тем фактом, что, громко заявив об объединении, крупнейшие банки теперь стараются представить ситуацию так, будто никакого противостояния нет. «Я очень надеюсь, что мы договоримся с ЦБ. Но как минимум наша платформа позволяет, если такое решение будет ЦБ принято, в том числе подключить и использовать вторую платформу, НСПК. И подключение двух наших платформ друг к другу позволит существовать двум системам, поэтому мы и такой вариант посмотрели. Мы категорические противники такого монопольного существования НСПК, считаем, что в перспективе это принесет только минусы в развитии технологии», — отмечал ранее глава Сбера.

Банки хотят удержать свои доли трансакционного рынка в ситуации, когда на него уже несколько лет упорно наступает регулятор. Бороться есть за что: доходы эмитентов по собственным Pay-сервисам в четыре с половиной раза выше, чем по оплате с применением СБП

Зато сторонние игроки тот факт, что гиганты начали активно «взбалтывать» платежный рынок, воспринимают весьма позитивно. «Мы всегда выступаем за развитие конкуренции без ограничений. Наша компания активно участвует в универсальном QR-коде Центрального банка и в QR-коде консорциума. Мы убеждены, что именно рынок должен определять правила игры и предоставлять выбор потребителям, а не ограничения со стороны регуляторов», — подчеркивает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев.

Тем не менее противостояние двух крупных проектов очевидно. Скорее всего, такими действиями Сбер и другие банки хотят удержать свои доли транзакционного рынка в ситуации, когда на него уже несколько лет упорно наступает регулятор. Бороться есть за что: доходы эмитентов по собственным pay-сервисам в четыре сс половиной раза выше, чем по оплатам с применением СБП, что, кстати, позволяет выплачивать кешбэк (за прошлый год банки вернули 500 млрд рублей, и эта опция пока остается главным фактором выбора сервиса оплаты). Но обо всем по порядку.

От переводов — к платежам

Чтобы понять, в чем суть всех этих объединений и инициатив, нужно вернуться примерно на пять лет назад, в начало 2019 года, и взглянуть на рынок денежных переводов. Именно в этот период активно внедрялась СБП. Напомним, что до инициативы регулятора единой системы не было: для переводов финансовые организации использовали корсчета в ЦБ. Когда клиент пересылал деньги из одного банка в другой, отправляющая организация формировала пул платежных поручений. Этот пул передавался в ЦБ, где полученные заявки обрабатывались согласно его внутреннему расписанию и нормативам, и только потом средства зачислялись на счета банка-получателя. Несовершенство системы было вполне очевидным: на выполнение такой транзакции требовалось несколько рабочих дней. Кредитные организации самостоятельно внедряли улучшения, например ввели перевод по номеру телефона, но, разумеется, регулировали потоки: за перевод «наружу» взимались существенные комиссии. Бесспорным лидером рынка межбанковских переводов был Сбер — просто в силу объема клиентской базы и денег на его счетах: на тот момент, по данным ФАС, его доля составляла 94%.

С появлением СБП ситуация резко упростилась: банки и граждане получили универсальную систему, работающую намного быстрее предыдущей, а привязка к номеру телефона решала проблему заполнения реквизитов — ввода верениц цифр для отправки платежа по верному адресу.

В СБП Банк России выполняет функции оператора и расчетного центра, а операционным, платежным и клиринговым центром является, как уже говорилось выше, НСПК. В итоге получилась инфраструктура, отдаленно похожая на биржевую, работающая круглосуточно и без выходных, а скорость проведения перевода сократилась до минут или даже секунд.

Но главное, внедрение этой системы стало обязательным для всех кредитных организаций, включая системообразующие, что фактически разрушило близкое к монопольному положение Сбера по части переводов (см. статью «Платежи отпустят на свободу», «Эксперт» № 6 за 2019 год). Неудивительно, что противостояние ЦБ и Сбера длилось довольно долго, более года: крупнейший российский банк не хотел допускать СБП в свою онлайн-систему и расставаться с миллиардными комиссиями за переводы. В итоге пришлось сдаться и ему, однако не без боя: поначалу функция перевода через СБП в Сбербанк Онлайн была запрятана столь глубоко, что в Сети появились многочисленные инструкции по ее поиску в приложении.

После окончания «финансовой войны» СБП ждал рост популярности. С переводов она благодаря низким комиссиям постепенно распространилась и на платежи. Тут-то и появился QR-код (Quick Response Code, код быстрого ответа) как способ оплатить покупку с помощью СБП, без введения данных карты.

По данным ЦБ, за 2023 год через СБП было совершено свыше 7 млрд транзакций на общую сумму 31 трлн рублей — более чем двукратный рост в сравнении с 2022 годом. Наличие альтернатив — прежде всего платежных сервисов, позволяющих платить с телефона, минуя прикладывание карты к терминалу, — могло бы затормозить развитие, однако значительный толчок дало отключение Apple Pay и Google Pay.

«Как возникла идея QR? Все, что западнее России, прекрасно без него живет. Многие страны восточнее тоже обходятся. У нас же люди привыкли платить телефоном, и вот в отсутствие Apple Pay и Google Pay появился способ продолжать делать так же», — объясняет председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов.

В 2024 году рост продолжился: как следует из данных Банка России, по итогам второго квартала объем переводов через СБП увеличился на 47%, до 16,4 трлн рублей, тогда как в прошлом квартале он составлял 10,5 трлн.

Объем рынка безналичных расчетов за прошлый год составил, по оценкам Frank RG, 190 трлн рублей, доля переводов через СБП в общем объеме трансакций — 16%

Цифры долей платежного рынка, которые занимает СБП, варьируются в зависимости от методики подсчета. Например, объем сегмента безналичных расчетов за 2023 год достиг, по оценкам Frank RG, 190 трлн, а доля переводов через СБП в общем объеме транзакций составила 16%.

Словом, учитывая объем платежного рынка, игрокам есть за что побороться: регулятору — за контроль, банкам — за прибыль.

НаQRкали

Почему же новое сражение развернулось именно за QR-код? «Что касается появления собственных QR-кодов у банков, причина довольно проста. Эмитенты пластиковых карт столкнулись с уменьшением прибыли из-за ухода платежных систем и роста популярности СБП. В ответ на это финансовые организации создали консорциум, который позволяет клиентам платить привычным способом — через QR-код в приложении, что приносит банкам доход, сопоставимый с оплатой картой. Такой шаг вполне логичен с точки зрения крупных банков», — объясняет Артем Журавлев. Проще говоря, в этом случае оплата проходит не через СБП, и банк получает свою комиссию.

Если посмотреть на систему оплаты QR «в разрезе», то работает она следующим образом. Продавец показывает QR-код покупателю — причем изображение может генерироваться на лету, в момент платежа. В картинке зашифрованы реквизиты юрлица, а также сведения о конкретной покупке: наименование, цена, время операции (в этом случае QR будет чуть сложнее). Важно еще вот что: генерирует код программное обеспечение банка, с которым работает продавец.

Вся информация считывается с помощью камеры телефона или мобильного приложения банка. QR-код — это не технология платежа, а способ передачи данных: то же самое можно написать и обычным образом, просто в виде картинки получается намного компактнее. Затем данные обрабатывает банковское ПО — и сделка совершена. Система крайне гибкая: источником QR может быть не продавец, а покупатель (хотя обычно наоборот), могут различаться способы кодирования информации и т. д. Еще одно ценное преимущество такого способа оплаты — очень низкие требования к оборудованию, что вкупе с небольшими комиссиями СБП за платеж делает QR весьма приятным и удобным для мелкого бизнеса.

Надо отметить, что в данной сфере мы далеко не первые. Например, в том же Китае это очень распространенный способ платежа, поскольку для него нужны лишь вышка связи, смартфон с камерой и бумажка (или смартфон продавца) с кодом — все это есть и в глухой китайской деревне. Там даже собак ищут и подарки на свадьбу делают через QR.

Недостатки технологии проистекают из ее преимуществ: плохое соединение с интернетом или заляпанная камера способны растянуть время покупки, а то и сделать транзакцию невозможной. Кроме того, простота механизма привлекает мошенников (впрочем, не более чем операции с картами).

Комиссии по QR-платежам ниже, соответственно, ниже кешбэк. Напомним, как формируется кешбэк: когда покупатель что-то приобретает по безналичному расчету, кредитная организация взимает с продавца комиссию за перевод денег из банка покупателя в банк продавца — часть такой комиссии и возвращается затем покупателю. Естественно, уплачиваемый банку процент продавец «зашивает» в цену товара. Стремясь сократить свои траты, продавцы просят платить с помощью QR-кода.

Покупателям тоже нравится платить телефоном — такие способы постепенно вытесняют привычные пластиковые карты: если в 2023 году картами выполнялось почти 90% оплат, то в 2026 году, по прогнозам, их доля снизится до 65% — остальное займут СБП и платежные pay-сервисы банков.

Система двух кодов

Казалось бы, в чем проблема? Банкам достаточно ввести такой вариант в собственные платежные сервисы для смартфонов (SberPay, Alfa Pay и т. д.) — и все, вопрос решен, комиссия на месте. Однако оказалось, что это решение крайне неудобно для покупателей и дорого для банков (к сожалению, конкретных цифр узнать не удалось). Именно поэтому регулятор видит необходимость в едином механизме.

«В противном случае мы с вами, заходя в магазин, будем иметь по 15–20 QR-кодов — и попробуй догадайся, каким платить. Это делает безналичную операцию неудобной, хотя логически она крайне проста», — так ранее объясняла ситуацию первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова (в данном случае под QR-кодами, видимо, подразумевались и pay-сервисы банков). Очевидно, что сама возможность появления массы разных платежных методов регулятору не нравится, так как усложняет контроль за движением средств.

В Китае QR-код очень распространен именно из-за того, что нужна лишь вышка связи, смартфон хоть с какой-то камерой и картонка с QR. Все это можно найти и в глухой китайской деревне. Там даже поиск собак и свадебные подарки через QR реализованы

Как отмечается в аналитическом отчете ЦБ текущего года «Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке», для обеспечения удобного клиентского пути при оплате по QR-коду в магазинах и предприятиях сферы услуг и исключения случаев введения граждан в заблуждение участниками платежного рынка выдвинута инициатива введения унифицированного QR. «Потребителям такой QR-код обеспечит возможность самостоятельно выбирать инструмент для оплаты: СБП, платежный сервис любого банка и другие. Бизнесу универсальный QR-код позволит принимать оплату различными способами, в том числе с низкой комиссией, и исключить затраты на работу с различными QR. Также универсальный QR-код с равноудаленным оператором позволит избежать зависимости участников рынка от крупнейших игроков и тем самым будет содействовать поддержанию конкурентной среды», — подчеркивают специалисты ЦБ.

Кстати, в ряде стран подобная платформа уже действует: так, в Сингапуре местный ЦБ и несколько крупных банков активно продвигают единый для всех SGQR; в Малайзии система кодов DuitNow поддерживается чем-то вроде нашего консорциума.

Доступ и подключение к системе с универсальным QR-кодом, по замыслу нашего ЦБ, должны осуществляться через инфраструктуру НСПК. Речь, естественно, идет не только о предприятиях, но и о банках, которые могут на этом сэкономить и не генерировать собственные QR.

Зачем же тогда сформировался консорциум? Для сохранения доли рынка платежей. Кроме того, переданную в собственность консорциуму платформу Сбера Multy QR можно назвать экосистемной, в то время как QR от НСПК — это именно национальная платформа.

Банки — учредители консорциума говорят, что за счет объединения игроки резко увеличат свою «зону комфорта». Каждый банк-эквайер получит возможность создать собственную платежную страницу на базе платформы. IT-решение практически не потребует переоборудования ни в банках, ни в магазинах-партнерах, а разработка и внедрение дополнительных платежных опций (чаевые, донаты и пр.) будет происходить быстрее и дешевле. То есть банкам-членам станет проще консолидировать рынок вокруг себя и не выпускать потребителей из своей экосистемы (проводить платежи телефоном не через СБП, а через свою инфраструктуру, используя для этого мощности и ПО консорциума).

«Если ЦБ не задавит консорциум регуляторным способом — что он способен сделать и, возможно, даже попытается, — то у нас будет конструкция, в которой есть два крупных игрока», — предполагает Виктор Достов.

Это, кстати, может в итоге привести к разделению банков по основному бизнесу. Для одних выгоднее окажется единообразный «национальный» QR, а для других — «консорциумный» с дополнительными опциями. В любом случае потребитель останется в выигрыше: конкуренция ему на руку.