Тема перекрестного субсидирования (ПС) в российской энергетике обсуждается с конца 1990-х годов, когда рыночная реформа Единой энергосистемы еще только затевалась. Критики ПС утверждают, что поддержание энерготарифа для промышленных предприятий на более высоком уровне, чем для населения, противоестественно и несправедливо. Ведь в рыночной экономике оптовый покупатель всегда имеет меньшую цену, чем розничный. К тому же доведение товара, в данном случае электроэнергии, до граждан несет в себе дополнительные затраты. Люди, далекие от энергетики, считают, что между электростанцией и домашней розеткой требуется поставить больше трансформаторов, чем между станцией и рубильником заводского цеха, а значит, электричество для населения должно стоить дороже, чем для промышленности.
Защитники же ПС ссылаются на социальный характер российского государства: субсидируемый (за счет промышленности, а не бюджета) розничный тариф представляет собой, по их мнению, некий «пряник» для небогатого населения, которому в массе своей не по карману «рыночный» тариф.
Тезис о наличии ПС часто используют сами энергетики, парируя упреки промышленников и экспертов в том, что стоимость электроэнергии для производителей в России уже превысила американский уровень и приближается к тарифу для промышленных потребителей в ряде стран энергодефицитного ЕС, а без учета налоговой составляющей тоже уже превысила его. С точки зрения энергетиков, отечественная промышленность оплачивает вовсе не неэффективность сложившейся в России энергосистемы — она вынужденно субсидирует недостаточно платежеспособное население. Как говорили герои фильма «Бумер», не мы такие — жизнь такая.
Оказывается, все эти тезисы насквозь лукавы. На самом деле если перекрестное субсидирование и присутствует в отечественной энергосистеме, то в существенно меньших объемах, чем принято считать. Выяснилось, что рассчитать и установить экономически обоснованный тариф для всех категорий потребителей — задача в принципе едва ли решаемая. А самое главное — ложная. Стратегическое целеполагание в энергетике связано с обеспечением надежного снабжения потребителей электроэнергией и теплом по цене, поддерживающей внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность российских производителей. Справедливый тариф на электричество тот, который позволит российской индустрии прочно встать на ноги и добиться технологического суверенитета. Сильная экономика сгенерирует доходы населения, достаточные для оплаты электричества по более высоким ценам, исключающим в общем случае субсидии — последние могут быть использованы для особых категорий граждан, нуждающихся в специальной поддержке.
В роли разоблачителя мифов выступил Сергей Белобородов, вице-президент НП «Энергоэффективный город», кандидат технических наук.
— Сергей Сергеевич, что не так с привычным представлением о перекрестном субсидировании в российской энергетике?
— Когда ведутся споры о перекрестном субсидировании, обычно рассматривается лишь одна его разновидность из огромного множества, а именно дифференциация стоимости электрической энергии по уровням напряжения. Не учитываются при этом различия в категориях надежности электроснабжения потребителей. А ведь это неправильно: обеспечение большей надежности дает бóльшую потребительскую стоимость и обходится объективно дороже.
Надежность электроснабжения разных категорий потребителей отличается как количественными, так и качественными показателями. К первым показателям относится количество независимых взаимно резервирующих источников, ко вторым — время восстановления электроснабжения.
Особая группа первой категории потребителей предусматривает питание от трех независимых взаимно резервирующих источников, для этих целей необходим резерв пропускной способности сетевой инфраструктуры в 200 процентов. Требуемый резерв пропускной способности для первой и второй категорий составляет 100 процентов, а для третьей категории резерв отсутствует.
Качественные показатели надежности электроснабжения потребителей первой категории намного лучше, чем потребителей второй и третьей групп. Для первой категории восстановление осуществляется автоматически, а для второй — вручную. Время восстановления потребителей первой категории определяется временем срабатывания автоматики. Время восстановления потребителей второй категории может составлять несколько часов, а третьей категории — до 24 часов.
Электроснабжение населения осуществляется на низком напряжении по второй и третьей категориям. Следовательно, нормативные значения величины резерва и времени восстановления электроснабжения населения хуже, чем для промышленных предприятий.
С точки зрения дифференциации стоимости электрической энергии по уровням напряжения промышленные потребители субсидируют население, а с точки зрения категории надежности, наоборот, население субсидирует промышленных потребителей. При учете обоих факторов можно говорить об отсутствии перекрестного субсидирования между промышленными потребителями и населением.
Таким образом, учет категории надежности электроснабжения потребителей полностью меняет сложившиеся представления о перекрестном субсидировании и закрывает бесплодную дискуссию вокруг необходимости повышения тарифов на электрическую энергию для населения.
— Есть ли другие особенности электроснабжения населения, которые оказывают влияние на объем перекрестного субсидирования?
— Проектирование системы электроснабжения промышленных потребителей значительно отличается от проектирования системы электроснабжения населения. Электроснабжение промышленного потребителя осуществляется в соответствии с заявленной потребителем мощностью и категорией надежности электроснабжения.
Электроснабжение населения осуществляется на совмещенный максимум нагрузки, а не на заявленную отдельным потребителей мощность.
Для простоты понимания приведу пример. Предположим, в одной квартире включили чайник, а сосед сверху включил чайник на пять минут позже, сосед снизу — через десять минут, сосед справа — через час, а сосед слева уехал отдыхать и чайник не включил. Таким образом, в многоквартирном доме в каждый момент времени включено чайников в количестве, как правило, меньшем, чем число квартир. Электрическая сеть в этом случае проектируется не на пять включенных одновременно чайников, а на меньшее количество, рассчитываемое по специальной вероятностной формуле. Предположим для простоты, что это число равно двум.
Третья категория надежности электроснабжения не предполагает установку дополнительных резервных трансформаторов и строительство резервных воздушных и/или кабельных электрических линий.
Вторая категория надежности электроснабжения предполагает установку дополнительных резервных трансформаторов и строительство резервных воздушных и (или) кабельных электрических линий для двух (из пяти) включенных одновременно чайников.
Электроснабжение промышленного потребителя осуществляется в соответствии с заявленной потребителем мощностью и категорией надежности электроснабжения. Если промышленный потребитель заказал мощность, соответствующую потреблению пяти чайников, то основные и резервные воздушные и (или) кабельные электрические линии и трансформаторы будут построены на пять одновременно включенных чайников.
Таким образом, количество трансформаторов и воздушных и (или) кабельных электрических линий для электроснабжения промышленных потребителей может оказаться в два с половиной раза больше, чем для второй категории надежности населения, и в пять раз больше, чем для третьей категории надежности электроснабжения населения.
По факту проектирование системы электроснабжения гораздо сложнее приведенного примера, но суть от этого сильно не меняется.
Кстати, именно особенности проектирования системы электроснабжения населения не учитываются разработчиками различных моделей розничных рынков электрической энергии и мощности, что может привести к катастрофическим результатам в случае внедрения этих моделей.
— Можно привести примеры, когда некорректное понимание перекрестного субсидирования приводит к неверным действиям в решении реальных проблем?
— Распространение мифа о том, что рост стоимости электроэнергии связан с субсидированием промышленностью населения оказывает влияние на поведение промышленных потребителей.
Из-за роста стоимости электроэнергии в системе централизованного электроснабжения промышленные потребители «голосуют ногами» — массово строят собственную генерацию, которая частично или полностью обеспечивает собственное потребление. При этом потребители не отключаются от системы централизованного электроснабжения.
Система централизованного электроснабжения используется в данном случае для резервирования аварийных ситуаций, связанных с собственной генерацией. В законодательстве об электроэнергетике отсутствует система оплаты резервирования сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, если отсутствует переток электроэнергии из внешней сети. Таким образом, услуги по резервированию оказываются бесплатными.
В результате ухода потребителей затраты на содержание ЕЭС России перекладываются на оставшихся потребителей. Уход одних потребителей создает спираль экономических стимулов для строительства собственной генерации у других. Запускается процесс разрушения ЕЭС России.
Таким образом, необходимо решить вопросы формирования платы за резервирование мощности электрических сетей для потребителей, электроснабжение которых частично или полностью осуществляется от собственной генерации, но которые подключены к ЕЭС России. Учет категории надежности электроснабжения потребителей является решением данного вопроса. Собственная генерация может рассматриваться как один из двух (трех) независимых источников. Дополнительным независимым источником является ЕЭС России.
Система централизованного электроснабжения должна быть конкурентоспособна с системами автономного электроснабжения промышленных потребителей. Стоимость электроэнергии не должна стимулировать промышленных потребителей отключаться от ЕЭС России.
— Есть ли перекрестное субсидирование в европейской энергетике?
— Конечно есть. И очень существенное. Любое усреднение цен (тарифов) между группами потребителей или производителей электроэнергии автоматически приводит к перекрестному субсидированию.
В каждой стране существуют свои способы и методы ценообразования на электрическую энергию, которые формируются на базе исторических, экономических, социальных факторов. Более того, государства дополнительно дифференцируют уровни тарифа с помощью налогов и бюджетных субсидий, исходя из стратегической задачи обеспечения конкурентоспособности промышленных потребителей с учетом платежеспособного спроса населения (уровень зарплат, пенсий, пособий).
В результате уровень конечных тарифов для промышленных потребителей в европейских странах существенно ниже, чем для населения. Например, в доковидные времена, в 2019 году, в Германии население платило за электричество вдвое больше, чем промышленность, в Дании — втрое больше. При этом доля налоговых платежей в стоимости электроэнергии для населения в Германии составляла 53 процента, а в Дании — 70 процентов. Для промышленных потребителей налоговая составляющая в тарифе существенно меньше.
Помимо этого для обеспечения конкурентоспособности собственных производителей в Европе широко применяются индивидуальные налоговые режимы для крупных потребителей, в том числе освобождение от обязательных платежей по поддержке развития ВИЭ. В частности, в Германии промышленные потребители, работающие в базовой части суточного графика нагрузок, имеют возможность получить скидку до 95 процентов к установленным платежам по поддержке ВИЭ и когенерации, а также скидку в размере до 80 процентов к сетевым тарифам, фактически не оплачивая подключение ВИЭ к электрическим сетям. В результате учета всех возможных льгот конечный тариф для промышленных потребителей мог снизиться втрое — с 15,3 до 4,73 евроцента за киловатт-час (расчет по данным 2018 года).
Европейский союз ежегодно проводит анализ конкурентоспособности своих отраслей промышленности, сравнивая их по уровню удельных издержек со странами G20.
Дорогое русское электричество
— А как соотносятся тарифы на электроэнергию для российских промышленных потребителей и промышленников в зарубежных странах?
— Как уже было отмечено, официально опубликованные тарифы для промышленных потребителей в странах ЕС не всегда соответствуют фактическим, так как данные о льготах и субсидиях не всегда публикуются. Поэтому можно воспользоваться информацией из доковидных времен. Картина неутешительная. Стоимость электрической энергии для промышленных потребителей в РФ в 2017 году была выше, чем в Аргентине, Швеции, США, Люксембурге, Индонезии, Мексике, Финляндии, Нидерландах, Румынии, Чехии, Венгрии, Южной Корее, Словении и Эстонии. В тех странах, где промышленные тарифы выше, чем в России, более высокая налоговая составляющая в тарифе.
И дело тут вовсе не в наличии перекрестного субсидирования в российской энергетике, на что любят ссылаться некоторые отраслевые специалисты, масштабы которого, к тому же, как я сказал выше, существенно переоцениваются, а в необходимости повышать уровень эффективности работы отечественной энергосистемы и качество проектирования ее развития.
У нас пока внешняя конкурентоспособность энергетических издержек промышленности поддерживается самым неэффективным способом — периодическими девальвациями. Но девальвация наносит колоссальный ущерб экономике
В вопросах ценообразования на электрическую энергию целесообразно забыть о во многом надуманной проблеме перекрестного субсидирования и действовать исходя из целеполагания обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности на внешних и внутреннем рынках, с учетом платежеспособного спроса граждан. А у нас пока внешняя конкурентоспособность энергетических издержек промышленности поддерживается самым неэффективным способом из всех возможных — периодическими девальвациями. Но девальвация наносит колоссальный ущерб экономике.
— В чем именно наша энергетика неэффективна? Почему энергоизбыточная страна вынуждена пользоваться более дорогим электричеством, чем значительная часть энергодефицитных стран?
— На эффективность оказывают влияние как внутренние для электроэнергетики факторы, так и внешние. Энергетика — капиталоемкая отрасль экономики страны, требующая значительных финансовых ресурсов как для поддержания в рабочем состоянии, так и для развития. В настоящее время основной проблемой энергетики является кредитно-денежная и валютная политика ЦБ.
Ключевая ставка Банка России сейчас составляет 21 процент, а ключевая ставка Народного банка Китая — 3,1 процента, Европейского центробанка — 3,4 процента, ФРС США — 5 процентов. Соответственно, средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital, WACC) — базовая переменная для расчета экономики любых инвестиционных проектов — в России как минимум 23‒25%, в Европе — впятеро меньше.
Инвесторы, в том числе иностранные, которые пришли в электроэнергетику после реформы РАО «ЕЭС России», требовали гарантий доходности своих инвестиций. В качестве инвестиционного механизма использовался механизм договоров о предоставлении мощности, который хорошо работает при средневзвешенной стоимости капитала до трех процентов.
При стоимости капитала 15 процентов в платеже потребителей за электрическую мощность новых электростанций около трети составляла стоимость самой электростанции и две трети — доходность инвестиций, включая банковские проценты. Таким образом, из около 2,1 триллиона рублей доходность инвестиций и банковские проценты составили около 1,4 триллиона. Необходимо отметить, что часть энергетических компаний, в первую очередь государственных, направляла полученный доход на выполнение ремонтных и инвестиционных программ. При стоимости капитала 25 процентов стоимость строительства самой электростанции в платеже потребителей не превысит 20 процентов. Соответственно, цена новой генерации — даже допустим равную стоимость оборудования — в нашей стране будет в несколько раз выше, чем в Европе, США или Китае.
Таким образом, борьба ЦБ с инфляцией приводит к росту стоимости электроэнергии и мощности, что, как следствие, разгоняет инфляцию.
Из-за роста стоимости кредитов сокращаются инвестиционные и ремонтные программы энергетических компаний в физических объемах, что приводит к снижению надежности энергоснабжения потребителей, а это противоречит доктрине энергетической безопасности страны. Из-за роста цен на электрическую энергию и мощность снижается конкурентоспособность отечественной экономики, что противоречит указам президента Российской Федерации.
Поэтому необходимо бережно относиться к тому, что уже построено, и искать альтернативные механизмы инвестирования в энергосистему.
—Это вопиющая экономическая неэффективность. А собственно в устройстве энергетической системы у нас все в порядке?
— Увы, нет. Я вам приведу только один факт. Топливная эффективность тепловой генерации в 2019 году уступает показателю 1992 года.
Дефицит пиковой генерации
— Это невероятно! Ведь почти за тридцать лет была введена в эксплуатацию довольно значительная новая генерация, включая современные парогазовые установки.
— Электроэнергетика кардинально отличается от большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства тем, что производство и потребление электрической энергии происходит одновременно, а эффективные системы ее хранения в промышленных масштабах в настоящее время отсутствуют. Попытки приравнять электроэнергетику к другим отраслям промышленности приводят к существенным ошибкам.
Эффективность генерирующего оборудования зависит от режимов его работы. Например, когда газовая турбина работает на 100 процентов мощности, ее КПД составляет около 35 процентов, а при работе на мощности 50 процентов КПД может упасть до 20 процентов.
В базовой части суточного графика нагрузок работают ТЭЦ в режиме комбинированной выработки электричества и тепла, атомные станции. Варьировать режимами работы атомных энергоблоков, или, на языке энергетиков, вести ими режимы, смерти подобно, что наглядно показал пример катастрофического эксперимента на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.
Наиболее эффективные парогазовые установки, самые мощные и современные, предназначены для работы в базовой части суточного графика. ПГУ с электрическим КПД 63% производства немецкой компании Siemens по факту из-за режимных ограничений не востребована как в энергосистеме Германии, так и в целом в ЕС.
Активное развитие ветровых и солнечных электростанций ухудшает режимы работы других электростанций в энергосистеме.
Для работы в полупиковом режиме используются старые-добрые советские турбоустановки К-300-240. Многим из них уже 50‒60 лет, и ресурс их близится к концу. Ухудшение режимов их работы приведет к их ускоренному выводу из эксплуатации.
В энергосистеме РФ имеет место дефицит пиковой генерации. Для обеспечения электрических режимов приходится загружать теплофикационное оборудование ТЭЦ в неэффективных конденсационных режимах — вырабатывают только электричество, без тепла, что и приводит к росту удельных расходов топлива.
В результате получается так, что наши отцы и деды, управляя в 1992 году «морально устаревшим» оборудованием, обеспечивали лучшие показатели топливной эффективности, чем мы сегодня.
— Какая же генерация наилучшим образом подходит для покрытия пиковых нагрузок?
— Лучшими характеристиками маневренности обладает оборудование гидро- и гидроаккумулирующих электростанций, малые газовые и паровые турбины ТЭС.
— Все-таки почему так произошло? Мы разучились правильно управлять энергосистемой? Может, тип или профиль потребления электричества качественно изменился? Или и то и другое вместе?
— Известно, что правильно сформулированная задача — это 50‒70 процентов успеха ее решения. Остальное — дело техники.
В Советском Союзе применялся научный подход при проектировании развития энергосистемы, который включал в себя комплекс исследований — технологических, экономических, социальных, экологических. Кстати, и региональных тоже. При формировании территориально-промышленных комплексов отталкивались в том числе от доступности и цены энергии в разных частях страны. Сопрягалось и оптимизировалось множество параметров. Работали целые институты. Сегодня вместо этой системы работает «невидимая рука рынка», а также ограниченное число экспертов.
Обеспечение надежности и эффективности электроснабжения потребителей по приемлемым ценам является приоритетной задачей проектирования развития электроэнергетической и теплоэнергетической систем Российской Федерации.
Ключевая проблема нынешней российской энергосистемы — отсутствие планирования развития качественной структуры генерации с учетом оптимизации электрических и тепловых режимов загрузки оборудования.
— Можно ли исправить ситуацию?
— Чтобы значительно улучшить ситуацию, нам нужно не менее 10 гигаватт пиковой генерации, которая могла бы эффективно — без потери КПД и риска вывода из строя, а также без последствий для конечной цены — включаться и выключаться каждый день, каждую ночь. Такую генерацию можно построить на базе газотурбинных установок мощностью до 25‒30 мегаватт, которые серийно выпускаются в РФ. Соответственно, для приобретения нашей энергосистемой нового качества понадобится до тысячи таких станций. В принципе это задача, решаемая на горизонте пяти-семи лет. Строить по сто-двести таких установок в год вполне реально. Мы получим большой якорный заказ для нашего энергомашиностроения, тысячи квалифицированных рабочих мест. С учетом высокой серийности ГТУ должны получиться вполне конкурентоспособными по цене и в перспективе экспортопригодными.
— Достаточно ли перевооружения энергосистемы маневровой генерацией, чтобы она заработала эффективно?
— Нет, это только первый шаг. Надо еще уметь хорошо управлять реактивной мощностью. Но это тема для отдельного большого разговора.