Такие данные были представлены на профильной секции в рамках международного форума «Транспорт России», состоявшегося на прошлой неделе.
Согласно дорожной карте, опубликованной на сайте концессионера проекта компании «ВСМ Две столицы», ввод в эксплуатацию ВСМ Москва — Санкт-Петербург запланирован на 1 апреля 2028 года. К тому же времени должны быть произведены и поставлены первые серийные высокоскоростные поезда «Белый кречет».
В июле этого года было подписано концессионное соглашение между выступившим в роли концедента Федеральным агентством железнодорожного транспорта со стороны государства и «ВСМ Две столицы». Срок действия документа — 40 лет. По нему концессионер обязуется построить инфраструктуру от станции Алабушево до станции Санкт-Петербург-Главный и эксплуатировать ее весь срок концессии. Строительство участка от Ленинградского вокзала до станции Алабушево взяла на себя Москва. Как ранее сообщал мэр столицы Сергей Собянин, регион выделит 34,1 млрд рублей на строительство магистрали. Всего же на инфраструктуру, судя по представленным на форуме данным, уйдет основная доля средств — более 2,06 трлн рублей.
Что касается подвижного состава, то в августе Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала с производителем поезда компанией «Уральские локомотивы» (входит в холдинг «Синара — Транспортные машины»), твердый контакт на поставку 41 состава до 2030 года. ГТЛК, в свою очередь, передаст их в лизинг на 20 лет концессионеру «ВСМ Две столицы». На момент подписания контракта его стоимость не разглашалась, однако из представленной на форуме презентации следует, что поезда обойдутся в 281 млрд рублей, или в 6,85 млрд рублей за один состав. Это сопоставимо с ценой тестового поезда: в апреле РЖД подписали с «Уральскими локомотивами» контракт на поставку двух поездов на общую сумму 12 млрд рублей. Срок исполнения — до конца марта 2028 года.
«Белый кречет» будет способен развивать скорость до 400 км/ч, эксплуатационная скорость — до 360 км/ч. Это позволит добираться из Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 15 минут.
В августе прошлого года сообщалось, что холдинг «Синара — Транспортные машины» подыскивает площадку для размещения завода по сборке поездов ВСМ в Москве. Причем начать его строительство планировалось уже в 2024-м. Понятно, что такое крупное предприятие — это высококвалифицированные рабочие места и значительные налоговые отчисления. Поэтому неудивительно, что Москва лоббировала размещение производства на своей территории.
Однако по итогам совещания на площадке завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, которое провел президент РФ Владимир Путин, было принято решение производить поезда именно здесь. Сейчас идет строительство двух дополнительных цехов.
Выбор завода «Уральские локомотивы» как базы обусловлен тем, что железнодорожное машиностроение, в частности создание скоростных поездов, здесь развивается уже давно. «Уральские локомотивы» известны как производитель скоростного электропоезда «Ласточка» (разработан совместно с немецкой компанией Siemens) и его максимально локализованной версии «Финист».
Как рассказал президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский, для сборки высокоскоростного поезда «Белый кречет» нужно более 30 тыс. узлов, деталей и компонентов. Причем 1200 из них в нашей стране никогда не производили. В итоге импортных комплектующих в поезде будет не более 15–20%. В проект вовлечено порядка 300 предприятий по всей России, из них около 40, как и «Уральские локомотивы», находятся в Свердловской области. Эти предприятия порядка 20 лет участвуют в производстве скоростных поездов, наращивают компетенции, что дает определенную фору проекту создания высокоскоростного подвижного состава. «С нуля за два-три года такую технологически новую платформу построить невозможно», — считает Дмитрий Пумпянский.
Что касается собственно железнодорожного пути, то его проектирование планируется завершить уже в следующем году. Проект ВСМ-1, как известно, предполагает строительство линии протяженностью около 680 км. Уже определено, что железнодорожные пути будут построены по безбалластной технологии.
Как рассказал Роман Пивовар, заместитель генерального директора ГК «Нацпроектстрой», допустимая просадка железнодорожного пути на всем протяжении срока эксплуатации, то есть 50 лет и более, не должна превысить 15 мм. Вес одной железобетонной конструкции, которая обеспечит столь высокую устойчивость пути, составляет 740 тонн. Для того чтобы их изготавливать, вдоль всей трассы построят 12 заводов. Всего на строительстве инфраструктурных объектов, по словам Романа Пивовара, будет задействовано свыше 30 тыс. человек.
Напомним, в России предполагается реализовать еще четыре проекта высокоскоростных магистралей: ВСМ-2 Москва — Екатеринбург, ВСМ-3 Москва — Адлер, ВСМ-4 Москва — Минск и ВСМ-5 Москва — Рязань. В сумме для обеспечения всех четырех магистралей общей длиной порядка 4000 км нужно будет построить 227 высокоскоростных поездов.