Группа компаний «Русагро», один из крупнейших производителей агропродукции, завершила сделку по приобретению конкурента — ГК «Агро-Белогорье», что позволит холдингу не только удвоить выпуск свинины, но и получить актив нового типа — налаженную мясопереработку и ее сбыт. В свою очередь, ГАП «Ресурс», специализирующаяся на мясе птицы, с приобретением компании «Царицыно», серьезного мясопереработчика, тоже замыкает свой цикл агропроизводства. Обе сделки заметно увеличили денежный объем сделок M&A в агропроме в 2024 году. При этом речь идет не только о перераспределении и консолидации активов, но и о диверсификации бизнеса покупателей за счет новых ниш и направлений. Таким образом крупные компании хотят снизить себестоимость производства и повысить свою устойчивость при рыночных штормах.
Первый всплеск сделок M&A в агросекторе отмечался после начала СВО, когда иностранные компании вывели на рынок свои активы. В 2023 и 2024 годах тренд усилился: все большее число предприятий готовы продать свой бизнес из-за быстрого роста себестоимости при растущей кредитной нагрузке. Эксперты полагают, что выстраивание вертикали крупными компаниями и обесценивание малоэффективных средних станут главными драйверами увеличения количества сделок слияний и поглощений в ближайшее время.
«Русагро» удвоила поголовье свиней
Когда в середине октября «Русагро» закрыла сделку по консолидации 100% долей крупного свиноводческого агрохолдинга Белгородской области, ГК «Агро-Белогорье», эксперты сразу подсчитали, что таким образом в рейтинге ведущих свиноводов «Русагро» переместится с третьего места на второе — сразу после «Мираторга». Расположенные в разных регионах страны 20 свиноферм «Агро-Белогорья» (5% рынка свинины) выпустили в прошлом году 268,9 тыс. тонн свинины в живом весе (рост на 2,3% к 2022 году). В свою очередь, «Русагро» в 2024 году произвела 334 тыс. тонн свинины в живом весе (минус 2% к 2023-му). То есть теперь объемы производства компании почти удвоятся. Плюс к этому ГК стала собственником мясоперерабатывающего завода «Агро-Белогорья», выпускающего 250 тыс. тонн колбас и полуфабрикатов в год (4% рынка мясопереработки). И это новое для «Русагро» направление бизнеса.
За одним из своих основных конкурентов компания «Русагро» Вадима Мошковича начала охоту еще в 2019 году, купив 22,5% предприятия у бизнесмена Александра Соловьева. А в 2023-м предложила основателю, основному владельцу «Агро-Белогорья» и председателю совета директоров Владимиру Зотову (47,5% акций) и гендиректору Ларисе Ковалевой (5% акций) объединить компании. Однако последних не устроили условия, и они вышли из предварительного соглашения о слиянии. Бывшие партнеры встретились уже в суде, где «Русагро» пыталась обязать представителей конкурирующей компании заключить договор об учреждении юрлица и соглашение «об осуществлении прав его участников». В итоге суд принудил Зотова и Ковалеву продать «Русагро» 25% акций, что привело к увеличению ее доли в уставном капитале «Агро-Белогорья» вдвое.
И вот в октябре «Русагро» становится полным владельцем «Агро-Белогорья», причем не сообщается, на каких условиях. Из официального сообщения известно, что «в связи с отчуждением своих долей Владимир Зотов и Лариса Ковалева приняли решение оставить управляющие посты в ГК “Агро-Белогорье” и сконцентрироваться на своих личных проектах» (к слову, у Вадима Зотова таковых с десяток — от металлургического и девелоперского бизнеса до медицины). Компания также заявила, что выполнит все принятые на себя обязательства перед сотрудниками, контрагентами, государством и инвесторами. «…Имея далеко идущие амбициозные планы, намерена и далее инвестировать и развивать предприятия, участвовать в социальных проектах», — сказано в релизе «Русагро».
Эксперты уверены, что предприятия получат от консолидации синергетический эффект: «Русагро» удвоила производство свинины в живом весе, а также обеспечила переработку, хранение и сбыт мясной продукции. У завода же будет гарантированный объем сырья по комфортным и стабильным ценам. «Для обеих компаний это нивелирует риски сезонного колебания цен на рынке свинины и периодического дефицита сырья для мясопереработчиков, — поясняет генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. — Тем более что оба предприятия вполне успешны и прибыльны». В 2023 году чистая прибыль «Русагро» увеличилась в семь раз по сравнению с предыдущим годом и достигла 48,7 млрд рублей при выручке в 277,3 млрд, что на 15% превышает показатель 2022 года. По итогам девяти месяцев текущего года темп роста выручки «Русагро» ускорился до 21% (за счет увеличения объема выпуска растительного масла после приобретения в позапрошлом году НМЖК). Неплохо обстоят дела и у «Агро-Белогорья»: согласно данным аналитической системы СПАРК, выручка компании в 2023 году составила 108 млрд рублей (плюс 13% к предыдущему году).
Однако о том, почему Владимир Зотов отступился от созданного им бизнеса, Юрий Ковалев рассуждает с осторожностью: «В суде они спорили об условиях слияния — это не означает принципиальных разногласий по модели бизнеса. Как я понимаю, собственники после 20–25 лет управления компанией решили монетизировать бизнес, в котором, видимо, достигли вершины своей самореализации».
ГАП «Ресурс» уходит в переработку
Радикально углубил передел и производитель мяса бройлера ГАП «Ресурс» (выпускает также масло и молочные продукты). В октябре агрохолдинг объявил о закрытии сделки по приобретению одного из крупнейших мясопереработчиков — компании «Царицыно», которая входит в топ-20 производителей и занимает 1,9% российского рынка колбасных изделий в физическом выражении. «Царицыно» выпускает 54 тыс. тонн (500 наименований) мясной продукции и сбывает ее в 40 регионах страны, управляет тремя заводами в Москве и Московской области.
За счет «Царицыно» ГАП «Ресурс» приросла в капитализации: выручка купленного предприятия составила в прошлом году 4,73 млрд рублей (при чистой прибыли в 332,5 млн в 2022 году), в то время как оборот ГАП «Ресурс» достиг в 2023-м 197 млрд (увеличившись на 15,2% год к году).
К «Царицыно» основной владелец ГАП «Ресурс» Виктор Наурузов подбирался с 2021 года. По данным СМИ, связанный с ним известный специалист по M&A Евгений Шалагинов через специально созданную компанию «Новый партнер» приобрел 50% акций «Царицыно» у ее основателей и владельцев Лены Аленкиной и Вячеслава Калугина. Теперь же ГАП «Ресурс» выкупила оставшиеся доли оценочно за 2–3 млрд рублей. «В этом случае я также думаю, что основатели бизнеса просто увидели его потолок и решили монетизировать свое детище», — говорит Юрий Ковалев.
В октябре Виктор Наурузов также консолидировал полный пакет акций другого крупного мясопереработчика — завода «Владимирский стандарт», выпускающего 108 тонн (4% рынка) и 150 наименований мясной продукции в год (бренды «Владимирский стандарт», «Владпродукт», Vladbeef и другие). Компания работает с 2000 года и ранее принадлежала депутату владимирского заксобрания Павлу Антонову, погибшему два года назад. В августе структура ГАП «Ресурс» купила 30% акций у собственников компании, которым достался бизнес основателя (часть из них вышли из дела). Остальными долями владели Елена Каракулина, Диана Схаляхо и Ирина Сиренко – сейчас они продали свою часть акций. Предположительно, вся компания досталась ГАП «Ресурс» за 4–4,2 млрд рублей.
«У ГАП “Ресурс” политика правильная: они от производства курятины еще в 2021 году стали уходить в переработку, в том числе других видов мяса, осваивая новые сегменты, — отмечает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. — Такой подход поможет им диверсифицировать бизнес: когда на рынке бройлера стагнация, в переработке может быть рост — это нивелирует риски».
Эксперт обращает внимание на то, что ГАП «Ресурс» купила вполне успешный бизнес, который развивался, несмотря на низкую рентабельность в мясопереработке при растущих издержках: выручка «Владимирского стандарта» в прошлом году увеличилась до 18 млрд рублей с прежних 17 млрд. К слову, раньше ГАП «Ресурс» для расширения своей сырьевой базы и получения переработки купила компании, находящиеся в предбанкротном состоянии, — например, увязший в долгах «Самарский бройлер» и белгородский холдинг «Белая птица», имеющие как свое сырье, так и переработку.
Иностранцы изволили продать агробизнес
Аналитики отмечают, что слияния и поглощения в агросекторе идут уже второй год подряд. Прежде съеживавшийся в объемах рынок M&A в 2022 году остановил падение на отметке 2,822 млрд долларов, хотя ожидалось его снижение на 15%. Тогда долю испанской Grupo Fuertes в компании «Тамбовская индейка» купил агрохолдинг «Черкизово», а 100% акций чешской PPF Group в «РАВ Агро» отошли краснодарскому «Земельному резерву». «Дочку» финского производителя хлебобулочных изделий Fazer приобрел его российский конкурент — «Коломенский».
Но и без них объем сделок увеличился за счет продолжения процесса консолидации отрасли. В частности, агрохолдинг полного цикла «АФГ Националь», крупнейший производитель риса и садоводческой продукции, в 2022 году по решению суда отошел миллиардеру Искандару Махмудову, заполучившему завидный актив за 23 млрд рублей. «АЕОН Агро» (на 80% принадлежит владельцу корпорации AEON Роману Троценко) купил шесть предприятий агрохолдинга «Ростагро», проданных в рамках аукциона банком непрофильных активов «Траст» за 18,7 млрд. В том же году агрохолдинг «Юг Руси», один из лидеров рынка подсолнечного масла и зернотрейдер, продал за 35 млрд рублей свой земельный банк структурам, которые связывают с «Агрокомплексом» им. Н. И. Ткачева (хотя там это отрицают).
Всего за 2022 год в секторе была заключена 51 сделка M&A. Но уже в 2023-м, по данным Россельхозбанка, их число выросло до 80 —на 299 млрд рублей.
Как считает управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин, внимание инвесторов привлек увеличивающийся уже четыре года экспорт продукции АПК (в среднем на 5,4% в год) при благоприятном курсе валют. Сам рынок АПК с 2018 по 2024 год вырос на 35%, что сравнимо с показателями фондовой биржи. Кроме того, по расчетам эксперта, с 2018 по 2022 год рентабельность рынка АПК имела устойчивую тенденцию к повышению, увеличившись с 7,8 до 14%. Средняя рентабельность в сельском хозяйстве в 2023 году составляла 13–14%; при этом самая высокая она была у поставщиков удобрений (52%), средняя — у производителей мяса (до 25–35%) а самая низкая — у предприятий, выпускающих продукты питания (8%).
То ли еще сбудут
В этом году волна слияний и поглощений продолжила нарастать, увеличившись за первые шесть месяцев до 1,014 млрд долларов против 851,2 млн годом ранее — об этом на октябрьской конференции «Агроинвестор: PRO растениеводство» сообщил управляющий директор департамента крупного бизнеса Россельхозбанка Илья Шумов. «В первом полугодии рынок M&A вырос примерно на 20 процентов. Это связано с закрытием сделок с иностранными компаниями в пищевой промышленности», — отмечает эксперт.
Он также перечислил наиболее заметные сделки: компания «Вамин Р» купила российские активы Danone за 197 млн долларов, УК «Группа Океан» — компанию «Вичи» за 152 млн. Из российских кейсов в растениеводстве самой крупной стала продажа ГК «Василина» (порядка 50 тыс. гектаров в Самарской области) корпорации «Био-ТОН» за 45 млн долларов. В августе ГК «Дон-Агро» была продана структурам, связанным с Искандаром Махмудовым, примерно за 50 млн.
Пик волны слияний и поглощений в АПК придет ся на 2025 и 2026 годы, а главными продавцами бизнеса будут предприятия по переработке сельхозпродукции
Наиболее знаковой специалисты считают сделку по покупке «АФГ Националь» второго по объемам производителя мясной говядины ГК «Заречное» за 15,3 млрд рублей (см. «“Заречное” не справилось с мясным скотоводством», «Монокль» № 18 за 2024 год) «Знаковая, потому что ГК “АФГ Националь”, специализирующаяся на растениеводстве, решила пойти в незнакомое для себя направление, — поясняет Альберт Давлеев. — А это говорит о том, что агрохолдинги для укрепления своего положения стараются все больше диверсифицировать бизнес. И этот тренд продолжится, он свидетельствует о продолжении структурных изменений в агросекторе. Мне известно о нескольких аналогичных готовящихся сделках».
Как отмечает Илья Шумов, лидером по объемам сделок, как и в прошлом и позапрошлом годах, стала пищевая промышленность — около 578 млн долларов (15 сделок). «Все потому, что переработка в АПК, особенно мясная, — очень сложный бизнес, — комментирует руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — У них большая кредитная нагрузка, много импортного оборудования, которое подорожало или недоступно, увеличиваются расходы на сырье, упаковку. Растут и аппетиты торговых сетей. Неудивительно, что именно переработчики чаще всего выставляют компании на продажу: надо уметь вовремя выйти из бизнеса».
По словам эксперта, основные мотивы для покупки таких предприятий в дальнейшем будут те же: горизонтальная диверсификация и завершение вертикали. Встречное предложение тоже начнет расти, особенно в мясопереработке. «Даже эффективным компаниям, чтобы удержаться на рынке, придется искать слияния с производителями мяса на определенных условиях для вертикализации, если им самим это не под силу, — говорит Сергей Юшин. — А мелкие будут просто закрываться».
С тем, что пик волны слияний и поглощений в АПК придется на 2025 и 2026 годы, а главными участниками сделок станут предприятия по переработке сельхозпродукции, согласен и Альберт Давлеев. «Например, в той же мясной переработке цены росли ниже инфляции, а себестоимость повышалась теми же темпами, что у всех, — отмечает он. — Это не все выдерживают, тем более что многие компании существуют на оборотные кредиты. А сейчас, когда ключевая ставка побила все рекорды, кредиты станут недоступными — и мы увидим рост числа продаж бизнеса за долги».