По инициативе Минсельхоза и Минэкономики правительство внесло в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), регулирующую вопросы внешней торговли на территории Евразийского экономического союза, предложение обнулить на половину следующего года пошлины на ввоз в Россию овощей борщевого набора (включая картофель), а также яблок. Это делается, чтобы стабилизировать цены, которые взлетели значительно выше инфляции: картофель подорожал за год на 80%, яблоки — на 25%. Такой рост цен объясняют отчасти погибшим в текущем году урожаем и снижением объемов сбора овощей и некоторых фруктов, отчасти желанием сельхозпроизводителей компенсировать потери прошлого года, вызванные рекордно низкой ценой на продукцию при высоком урожае. Участники рынка ожидают увеличения поставок зарубежных овощей и фруктов по сниженным ценам, что остановит рост цен внутри страны и лишит аграриев возможности дополнительно заработать.
Ретейл ни при чем
Правительство предложило ЕЭК позволить России с 1 января по 31 июля следующего года освободить от ввозной пошлины 300 тыс. тонн картофеля, 230 тыс. тонн яблок, 40 тыс. тонн капусты и по 85 тыс. тонн моркови и лука. В документе отмечено, что данная мера направлена на сдерживание роста потребительских цен на социально значимую продукцию и недопущение дефицита овощей и фруктов.
Прежде наша страна не обнуляла импортные пошлины, а лишь снижала их для некоторых продуктов, в частности для помидоров и говядины. Но на этот раз дело дошло до борщевого набора и яблок, производство которых правительство с 2014 года стремится нарастить в целях снижения импортной зависимости (в том числе поэтому на указанные категории овощей и фруктов установлены пошлины от 3 до 13%). Теперь же, напротив, приходится стимулировать импорт. Все дело в слишком стремительном росте цен: по данным Росстата на 25 ноября, с начала года индекс потребительских цен поднялся на 7,8% (в 2023-м прирост за аналогичный период составил 6,64%), при этом на некоторые продовольственные товары он заметно превышен. Например, морковь с января подорожала на 11,38%, капуста — на 30%, репчатый лук — на 37,38%, а картофель — на 80%, чего не было никогда. Яблоки в зависимости от региона сейчас стоят на 20–25% больше, чем в начале года.
Превышение плановой инфляции в сегменте базовых овощей и фруктов вынудило чиновников в начале осени принять ряд мер по урегулированию цен, в частности проверить обоснованность повышения цен производителями и ретейлерами (ростом стоимости молока возмутился даже генпрокурор). Помимо этого правительство мотивирует торговые сети заключать с поставщиками овощей, особенно картофеля и яблок, долгосрочные договоры, которые помогают торговым сетям фиксировать цены на среднесрочную перспективу, а аграриям — получать гарантированный сбыт без посредников. Такие соглашения уже подписаны в 36 регионах с 86 производителями, 30 оптовыми поставщиками и 12,7 тыс. организаций розницы. Вице-премьер Дмитрий Патрушев, курирующий сельское хозяйство, считает, что эффект от этих договоров есть; ФАС будет рекомендовать их и другим регионам.
Впрочем, бизнес рад далеко не всем мерам по сдерживанию цен. Представители крупных компаний-ретейлеров («Магнит», X5 Group, Wildberries, «Бристоль», «Азбука вкуса») на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей 14 ноября выразили озабоченность отдельными инициативами правительства. «Попытки регулирования цен и торговых наценок могут привести к дисбалансу стоимости ключевых продовольственных товаров. Почти 96 процентов торговой наценки — это фактические затраты ретейла на зарплату, аренду, оборудование, логистику, эквайринг, — заявил тогда председатель президиума Ассоциации компаний оптово-розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. — Только четыре процента сети направляют на возврат инвестиций и чистую прибыль, которая на протяжении десятка лет для большинства компаний держится на уровне двух-трех процентов». По его словам, наценка на социально значимые товары не превышает 5%.
Обнуление же пошлины как метод регулирования цен ретейлеры только приветствуют. Более того, при аналогичной волатильности в 2022 году АКОРТ сама просила правительство отменить пошлины. Тогда чиновники на это не пошли, а теперь, получается, сделали «подарок» по собственной инициативе. «Это поможет поддержать рынок, смягчить ценовое давление, расширить предложение и удерживать доступные цены на социально значимые виды продуктов в зимне-весенний период, когда потребность в импортной плодоовощной продукции увеличивается», — отмечает Игорь Караваев.
Эксперты согласны, что первыми такой мере обрадуются покупатели. «Отмена пошлины на ввоз ряда фруктов и овощей позволит снизить их конечную стоимость на несколько процентов, — говорит директор ИА FruitNews Ирина Козий. — В целом импортная продукция у нас, как правило, сопоставима по своей конечной стоимости с местной аналогичного качества, а в ряде категорий импорт задает уровень цен. Поэтому от отмены пошлин потребитель однозначно выиграет».
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов полагает, что от пошлин решили отказаться именно сейчас в том числе из-за девальвации рубля. «Для импортеров снижение платы за ввоз продукции отчасти нивелирует подорожавший доллар. А крупные ретейлеры станут бенефициарами ситуации, поскольку сами импортируют часть продаваемых овощей и фруктов и не только», — поясняет Андрей Карпов.
Горячая картошка
Картофель в этом году удивил своим подорожанием, поскольку в 2023-м его собрали рекордно много — 8,6 млн тонн. Но в этом году, во многом из-за непогоды, урожай оказался намного меньше — по данным Минсельхоза, всего 7,2 млн тонн. Отчасти это и стало причиной повышения цены. По информации Росстата, с начала года стоимость корнеплода повысилась с 28 рублей до 54,45. И продолжает расти: за неделю до 2 декабря средняя цена в рознице увеличилась еще на 1,4%.
«В прошлом году из-за больших объемов сбора отпускная цена картофеля составляла 13–15 рублей — это на уровне себестоимости или ниже, — рассказывает исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников. — Поэтому в новом сезоне многие сельхозпроизводители переключились на другие культуры — масличные и зерновые. Кроме того, в некоторых регионах часть урожая погубила непогода. Посевные площади под картофель сократились, и его собрали меньше на миллион тонн». Снижение объемов эксперт называет первой причиной повышения цен. «Вторая причина — желание производителей компенсировать убытки прошлого года. Но это почему-то воспринимается катастрофически», — отмечает Алексей Красильников и добавляет, что сейчас в оптовом сегменте картофель стоит 30–35 рублей — это уровень цен трехлетней давности, а вообще Россия по-прежнему входит в десятку стран с самым дешевым картофелем.
На радость аграриям упали и объемы импорта. По данным Картофельного союза, если в 2022 году картофеля ввезли 710 тыс. тонн (около 10% от производства), то в 2023-м, в год высокого урожая, всего 500 тыс. В этом году тренд продолжился: за первые полгода Россия закупила за рубежом 276 тыс. тонн картофеля против 400 тыс. за аналогичный период 2023-го. «Конечно, с обнулением пошлины ввоз картофеля однозначно увеличится в весенне-летний период, когда у многих хранилища пустеют, — говорит Алексей Красильников. — В конце весны мы выйдем, скорее всего, на импорт полумиллиона тонн, что будет давить на внутренние цены. Но не сильно: из-за дорожающих логистики, расчетов и доллара импортный картофель вряд ли окажется дешевым».
Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская полагает, что увеличение импорта при нестабильной рентабельности негативно скажется на работе небольших российских отраслевых компаний, особенно тех, у которых нет хорошо оборудованных овощехранилищ. «Потребитель не почувствует дефицита, цены для него будут плюс-минус стабильными. Основная нагрузка ляжет на сельхозпроизводителей: им придется за валюту покупать средства производства, у которых также подорожала логистика», — считает Кристина Романовская.
«Лазаревское» — одно из хозяйств, которое в прошлом году отказалось от выращивания картофеля в пользу других культур, хотя занималось этим много лет. «Особенность продукта в том, что его рентабельность от года к году находится в постоянной скачкообразной динамике, — комментирует Кристина Романовская. — В последние четыре года стоимость то достигала уровня апельсинов, то, наоборот, была очень низкой. По культуре отсутствует средняя цена в долгосрочной динамике. Картофель оттягивал львиную долю ресурсов нашего многопрофильного хозяйства при копеечной доходности. В сезоне 2023/24 мы от картофеля отказались: процесс трудоемкий, а экономический результат не гарантирован. В новом сезоне тоже не будем выращивать».
Яблони подкосил мороз
Яблоки в этом году оказались на втором месте по росту цен после картофеля, +25%, хотя последние десять лет они дорожали в среднем не более чем на 10% в год. В рознице фрукты сейчас стоят 145 рублей и выше (в 2014 году — 70 рублей) при средней оптовой цене 60–80 рублей (в зависимости от сорта и калибра). Причина — непогода в ряде регионов, где саженцы либо померзли, либо были побиты градом, а следовательно, виды на урожай изменились. В частности, слабый урожай был в Центральной России и на севере Ростовской и Волгоградской областей. В южных же регионах аграрии оценивают ситуацию как хорошую, склады у них заполнены.
Яблоки — одна из культур, на которые мы возлагаем большие надежды в части импортозамещения. Еще в 2014 году Россия импортировала 54% потребляемых яблок (1,2 млн тонн), в 2023-м уже 20% (450,7 тыс. тонн, на 29% меньше, чем в 2022 году), причем в стране выращивалось 1,79 млн тонн (на 11% выше уровня 2022-го). Собственное производство яблок в среднем прибавляло по 10–15% в год последние десять лет. Все дело в продовольственном эмбарго 2014 года: тогда Европа — основной поставщик яблок — прекратила экспорт, зато в стране на средства господдержки стали появляться десятки своих интенсивных садов. Предполагалось, что к 2030 году потребность страны в яблоках будет полностью закрыта и можно начать продажу фруктов за рубеж.
Но в этом году урожай ожидается на уровне прошлого, прогнозируемого роста не будет из-за заморозков. Президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин отмечает, что импорт яблок с января по июль в объеме 230 тыс. тонн по нулевой ставке пошлины будет полезен для рынка, поскольку перекроет небольшой дефицит, который может возникнуть зимой и весной. «Зарубежные поставщики яблок, которые ввозят свою продукцию в начале года и до лета, конкурируют только с нашими крупными хозяйствами, а тем временное снижение цены не страшно: наличие плодохранилищ позволяет им продавать свою продукцию в течение года согласно плану», — говорит Игорь Муханин. По данным Минсельхоза, в 2021 году в стране действовало 300 плодохранилищ общей мощностью 860 тыс. тонн, а к 2025 году мощности могут дорасти до 1,8 млн тонн единовременного хранения, что будет укреплять экономику хозяйств отрасли. Если в среднем в садоводстве рентабельность не превышает 10%, то у компаний со своими мощностями хранения она составляет 25–30%.
Например, не опасается конкуренции руководитель «Брянского сада» Олег Кобец, который недавно существенно расширил хранилище яблок и оборудовал его климат-контролем, позволяющим долго хранить урожай без потери товарного качества. «В 2024 году мы собрали меньше яблок, а их качество из-за заморозков оказалось несколько ниже. Но в хранилище фрукты лежат до 12 месяцев, а значит, мы можем продать свою продукцию на пике цен», — говорит Олег Кобец. Предприниматель считает, что нулевая пошлина не скажется на рынке западных регионов страны, поскольку отпускная цена импортного яблока на три-четыре рубля ниже средней отпускной оптовой цены в 80 рублей за килограмм, а объемы ввоза будут невелики. «Но вот в дальневосточных регионах, где основным поставщиком яблок выступает КНР, эта мера, скорее всего, позволит значительно снизить розничные цены», — полагает Олег Кобец.
Игорь Муханин отмечает, что если обнулять пошлину в зимне-весенний период, справедливо было бы поднять ее выше обычных 5% осенью, когда хозяйствам, не имеющим современных хранилищ, надо срочно сбыть продукцию. «В период сбора и продажи основных объемов российских яблок импорт может достигать 65 процентов в месяц, а это сбивает цены и ломает многим производителям экономику», — говорит президент Ассоциации садоводов России.